Понедельник, 14 июня, 2021

Как снизить стоимость генерации, не отказываясь от ДТ и не подключаясь к сетям

текст: Сергей Петров, фото: aggreko.com

Инвестпроекты

Сегодня горнодобывающие компании, работающие в России, сталкиваются с проблемой энергоснабжения и вынуждены снижать расходы, повышать экобезопасность, быть независимыми от крупных поставщиков электроэнергии. Это становится возможным в том числе благодаря применению гибридных установок – энергокомплексов, состоящих из солнечных панелей в сочетании с другими источниками энергии.

Идея замены дизеля на газ и солнце воплощается и в другом проекте Aggreko – крупнейшей в мире гибридной системы энергоснабжения для шахты золотодобывающей компании Resolute Mining Limited. Здесь на первом этапе также используются газовые модульные блоки и аккумуляторы. В 2023 году к ним добавят дополнительный блок и солнечную станцию. Интегрированное решение сработает даже в случае расширения добычи: сократит выбросы на 20% и снизит издержки компании на два миллиона евро в месяц.

В России дизельная генерация широко применяется на объектах в удаленных районах, где отсутствует энергетическая инфраструктура.
«На небольших предприятиях для основного энергообеспечения используют российские и импортные дизель-генераторы различной мощности», – рассказывает Борис Кавчик, руководитель проекта «Золотодобыча» Иркутского научно-исследовательского института благородных и редких металлов и алмазов (Иргиредмет). По его словам, в России несколько сотен компаний работают сезонно, только летом. «Это небольшие предприятия с добычей золота меньше одной тонны», – отмечает он.

В условиях сезонности и малых объемов использование дизельного топлива для многих пока является единственным возможным вариантом, но и в этом направлении можно делать выбор в пользу более эффективных решений. К примеру, дизельные установки компании Aggreko работают в режиме комбинированной выработки электроэнергии и тепла, что увеличивает КПД дизельных машин на 35–40%.

Однако доставка дизельного топлива на месторождения является непростой задачей: логистическая цепочка зачастую включает и вертолет, и Севморпуть, и зимник. Это сложно и ресурсозатратно, а также увеличивает цену топлива.

«Многие рудники находятся в Сибири, где зима длится девять месяцев, и температура опускается до -50°С», – говорит Борис Кавчик. – Энергия там – важнейшая часть не только производства, но и выживания. Дороги строятся на мерзлоте, качество их низкое; доставка топлива повышает цену, нередко на 20–30%».

Поэтому предприятия подключаются к единой системе энергоснабжения (ЕЭС). Для крупных месторождений тянут линии электропередачи от какой-либо ГЭС, рассказывает Борис Кавчик. Например, для запуска рудника на месторождении Наталка в Магаданской области протянули ЛЭП от Усть-Среднеканской ГЭС на несколько сотен километров.

А в случае с чукотским месторождением Кекура сложности логистики стала одной из причин сдвига срока ввода в эксплуатацию на год и предопределили выбор в пользу централизованного энергоснабжения. Сейчас для перевозки топлива (ежегодный расход топлива – 4 000 тонн) на Кекуре задействовано четыре полуприцепа на базе Iveco, рассказал представитель компании. Каждые четыре года парк необходимо обновлять, что увеличивает затраты по проекту.

К настоящему времени энергосистема и линия снабжения Кекуры уже построены, запуск запланирован на декабрь 2022 года. Если в период строительства стоимость 1 кВт*ч обходилась компании около 22 рублей, то после запуска линии и централизованного снабжения она составит приблизительно 18 рублей за 1 кВт*ч.

Тем не менее подключение к ЕЭС влечет за собой немалые расходы. Стоимость работ по подключению к системе для Кекуры составила сотни миллионов долларов.

И все же некоторые предприятия в России делают попытки снизить стоимость генерации, не отказываясь от дизеля полностью и не подключаясь к сетям. В 2019 году был реализован проект АГЭУ с фотоэлектрическими панелями и системами накопления энергии, работа которых синхронизирована с дизель-генераторной установкой. Установка работает на месторождении золота Светлое (Хабаровский край, компания «Полиметалл»).

По словам Николая Попова, генерального директора «Хевел Ритейл», эта АГЭУ стала первым крупным проектом на территории с изолированной энергосистемой. Такое решение позволило снизить затраты на покупку топлива для ДГУ на 60%. Срок окупаемости оборудования составляет три года.

«Мы используем дизельную генерацию, стоимость которой – примерно 16 рублей за кВт*ч, – рассказал гендиректор «Хевел Ритейл». – Себестоимость же солнечной энергии, например, на изолированных территориях Хабаровского края составляет около 4,5 рублей за кВт*ч».

Солнечные модули частично замещают дизельные генераторы, увеличивая срок их службы и существенно сокращая затраты на топливо. Таким образом, два источника энергии дополняют друг друга: дизель обеспечивает надежность и бесперебойную работу в любых условиях, а энергия солнца позволяет снизить стоимость генерации и ее негативное влияние на окружающую среду.

В силу слабого развития солнечной энергетики в России первый проект для золотодобытчиков стал лучом света в темном царстве. Тем не менее Николай Попов считает, что использование солнечной энергии на горнорудных и золотодобывающих предприятиях имеет огромный потенциал. Страна располагает большим объемом полезных ископаемых, и многие залежи находятся в труднодоступных местах, где невозможно провести линии электропередач. Зато эти территории обладают высоким уровнем инсоляции.

Например, в Якутии солнечная активность составляет около 2 000 часов в году – в несколько раз больше, чем в Москве, где облака не закрывают солнце в среднем 79 дней в году. По данным РАО «Энергетические системы Востока», во многих населенных пунктах этот уровень составляет 0,7–1,2 тысяч кВт*ч на квадратный метр в год.

Солнечная электростанция в якутском Батамае занесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самая северная СЭС. По данным якутского министерства ЖКХ и энергетики, на июнь 2019 года в Якутии установлено 20 СЭС мощностью до 1 Мвт, почти все – гибриды. С момента установки первой СЭС в 2012 году экономия составила около 300 тонн дизеля, в дальнейшем планируется 20–30 тонн экономии ежегодно.

Внедряются в России и решения, основанные на использовании в качестве топлива ПНГ и работе в парелли с ЕЭС. Пример из нефтегазовой отрасли – проект «Аггреко Евразия» для «Газпромнефть-Хантос». Целью проекта было снизить затраты на электроэнергию, не потеряв в надежности. Выработка дополнительных 24 МВт мощности за счет сухого отбензиненного газа и ПНГ за семь лет должна обеспечить около полутора миллиардов КВт*ч электроэнергии.

Перспективы внедрения систем гибридной энергетики (солнечных электростанций и накопителей) во многом связаны с их стоимостью. А она продолжает снижаться. Например, стоимость киловатт-часа литий-ионных батарей с 2010 года упала почти на 90%.

Но если расходы на оборудование в российской генерации сравнимы с зарубежным уровнем, то переменные расходы (soft costs), к которым относятся стоимость привлечение капитала, оформление участка под строительство и т.п., по-прежнему остаются высокими. Одним из путей снижения затрат в этом направлении является формирование доступных кредитных и лизинговых программ.

На мировом рынке ради снижения капитальных затрат заказчиков, желающих использовать преимущества гибридов, исполнители часто используют модель «энергии как услуги». Согласно оценке Navigant Research, так работает примерно четверть устанавливаемых электросетей. Заказчик только оплачивает бесперебойное энергоснабжение.

В России и странах СНГ по этой модели работает «Аггреко Евразия». Компания предлагает комплексные проекты собственной генерации без капитальных затрат. Например, это предоставление скидки на электроэнергию, которую клиент закупает на ОРЭМ. При этом Аггреко полностью берет на себя все фазы работы над проектом.

В итоге предприятие имеет независимый энергокомплекс и прозрачную безусловную экономию без капитальных затрат, при этом покрывая пиковую нагрузку за счет сети. Такое решение – финансовый инструмент, который позволяет при наличии доступного газа экономить до 10% на электроэнергию, тем самым снижая себестоимость добычи сырья.

spot_img

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

spot_img

Новости

Производитель ДЗРА презентует современные пункты распределительные рудничные ПР-99

Электрическая схема распределительных шкафов ПР-99 предусматривает возможность оснащения данного устройства отдельным комплектом автоматических выключателей, и также применения способа трансляции данных на удаленные устройства с помощью протокола Modbus RTU.
spot_img

Читайте также:

spot_img