Богучанский алюминиевый завод – самое современное металлургическое предприятие в России

текст: Кристина Симонова, фото: пресс-служба БоАЗ

Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ) способен выпускать почти 600 000 тонн алюминия в год.

Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ), по проектной мощности занимающий третье место в России после Красноярского и Братского алюминиевых заводов, способен выпускать почти 600 000 тонн алюминия в год. Его производственный комплекс состоит из двух серий, мощность первой серии 298 000 тонн алюминия в год.

Производство алюминия на заводе полностью отвечает строгим международным природоохранным нормативам и экологическим стандартам. Здесь используется наиболее совершенная на сегодняшний день технология обожженного анода. Разработанные специалистами инженерно-технологического центра РУСАЛа электролизеры РА-300Б не только обладают высокой производительностью – 2,4 тонны металла в сутки. Они практически полностью герметичны. Поэтому газообразные продукты, образующиеся при получении алюминия, не попадают в воздух.

Еще одно техническое новшество, примененное впервые в России, – бустерная система газоотсоса, в два раза увеличивающая отвод газов от электролизера при замене анодов. В целом же уровень очистки промышленных выбросов составляет 99,7 процента.

Системный подход, направленный на уменьшение негативного экологического воздействия, проявляется буквально в каждом звене технологического цикла. На заводе действует замкнутая система водоснабжения.

 

Ни одна капля воды, использованная в производстве, не возвращается в окружающую среду. Не только производственная, но и хозяйственно-бытовая вода проходит полную очистку и вновь используется в технологическом процессе.

Кроме экологичности, стоит отметить и высочайшую степень автоматизации. Завод оснащен новейшими системами автоматического управления производством (АСУТП), которые контролируют оборудование и системы энергообеспечения. На БоАЗе отсутствует профессия электролизника, без которой, как казалось раньше, невозможно производство алюминия. Вместо людей здесь работают автоматизированные краны, находящиеся под контролем оператора.

На предприятии используется новейшее оборудование мировых производителей: Австралии, Германии, Франции, Канады. Все это позволяет достичь невиданной ранее интенсивности производства. Например, анодно-монтажное отделение является самым компактным в России, при этом обеспечивая высочайшую производительность – 60 анодов в час.

Другой впечатляющий пример: уникальная линия для пакетирования мелкогабаритной чушки. Ее производительность – до 25 тонн в час. Обслуживают технику всего два работника. Для сравнения: на других заводах пять человек упаковывают 20 тонн такой продукции в течение шести часов.

Особый интерес вызывает завершающееся строительство нового литейного комплекса производительностью 120 тысяч тонн в год, где будет запущена линия производства сплавов итальянской компании Properzi. Здесь будут изготавливаться сплавы, широко использующиеся автомобилестроительными фирмами мира. Таким образом, реализуется направление, взятое РУСАЛом в последние годы, – увеличение доли востребованной продукции с высокой добавленной стоимостью.

С выходом на проектную мощность БоАЗ станет третьим по объему выпуска «крылатого металла» в России после Красноярского и Братского алюминиевых заводов и достойно войдет в когорту мировых флагманов цветной металлургии. Но уже сегодня завод является значимой частью глобальной экономики. Глинозем доставляется с завода в Австралии, принадлежащего компании «РУСАЛ». Анодные блоки – из Китая. Все остальное сырье, например, плавиковый шпат, на завод поставляют отечественные производители.

Современное производство предполагает и новые, комфортные условия для персонала – доля низкоквалифицированного ручного труда на предприятии сокращены до минимума.

Творческая работа и достойное вознаграждение сами по себе являются хорошими стимулами для привлечения людей. А они нужны предприятию.

С выходом на проектную мощность на БоАЗе будут созданы 3,5 тысячи рабочих мест. Сейчас здесь трудятся более 1 300 человек. Растет доля местных жителей, пришедших работать на предприятие. Ориентация на местное население позволяет снизить затраты на привлечение и обустройство специалистов из других регионов России.

Возрождая практику советских лет, Богучанский алюминиевый в полном объеме взял на себя функции градообразующего предприятия для поселка Таежный. Благодаря компании «РУСАЛ» здесь уже возник целый микрорайон металлургов. Заселены 9 домов на 637 квартир, готовятся к сдаче еще 4 дома на 320 квартир, два детских сада на 500 мест, школа на 350 учащихся и поликлиника с дневным стационаром. Строятся и планируются и другие социальные объекты.

Так же как и на других территориях присутствия РУСАЛа, на БоАЗе и в поселке Таежный кипит общественная жизнь: строятся спортплощадки, проводятся различные состязания и турниры, реализуются социальные и благотворительные проекты, активно развивается волонтерское движение. По мнению местных жителей, даже праздники и народные гуляния стали более интересными и разнообразными благодаря инициативе и творческому потенциалу металлургов.

Нельзя не сказать и о том синергетическом эффекте, который БоАЗ оказывает на экономику края. Именно благодаря сотрудничеству металлургов и энергетиков было завершено строительство Богучанской ГЭС, начатое еще в 1974 году. Самый большой долгострой в истории российской гидроэнергетики был завершен в 2017 году. Сегодня БоГЭС – пятая по мощности гидроэлектростанция страны.

Сам по себе пуск четвертой электростанции Ангарского каскада ГЭС вряд ли был бы оправдан, если бы не было амбициозной цели – создания новейшего энергоемкого производства. А оно, в свою очередь, потянуло за собой смежные отрасли. Например, строительство нового микрорайона в Таежном невозможно было без модернизации инженерных сетей.

Но наиболее впечатляющими являются транспортные перспективы. Ведь полученный металл необходимо доставить потребителям, а для этого нужно в разы увеличить возможности транспортной инфраструктуры. Для транспортного обслуживания Богучанского алюминиевого завода на железнодорожной ветке Карабула – Решоты была построена станция Пихтовая, которая соединила железнодорожные пути общего пользования с путями БоАЗа. На первом этапе пропускная способность станции Пихтовая составит 1 миллион тонн груза в год, затем будет увеличена до 2,1–2,2 миллионов тонн в год.

Практически все эксперты и ученые предсказывают сегодня новую технологическую революцию, основой которой станут новые конструкционные материалы. Они положат конец продолжающемуся уже несколько тысячелетий «железному веку». Одним из главных претендентов на место стали в качестве основного конструкционного материала является алюминий, а точнее, его сплавы, которые позволяют сочетать легкость и невероятную прочность. Уже сейчас можно наблюдать увеличение востребованности алюминиевых сплавов в самых разных отраслях мировой экономики. Все это говорит о том, что потребность в алюминии в будущем будет только расти.

Рекомендуем