Рост рынка метизов тормозит дефицит мощностей

Последние несколько лет отечественный рынок крепежа и метизов находится в стагнации.

Последние несколько лет отечественный рынок крепежа и метизов находится в стагнации. Главные факторы, сдерживающее рост рынка, – дефицит передельного качественного проката под высадку и нехватка действующих производственных мощностей.

В натуральном выражении объемы рынка крепежа и метизов в России в течение последних нескольких лет находятся на отметке около 2,3 млн тонн продукции. Статистика этого же периода через «призму» реализации в рублях демонстрирует стабильный и значительный рост объемов реализации сначала на 8% в 2016 году, далее на уровне 16–17% в 2017 и 2018 годах. Более того, в 2017 году объем реализации метизов в денежном выражении перевалил за 100 млрд рублей и на сегодня в два раза превышает показатели 2007 года, ставшего для отрасли рекордным. Тогда перед очередным кризисом, при более низких мощностях метизная отрасль в России достигла максимума в новой истории, реализовав почти 3 млн тонн металлоизделий.

Объем российского рынка метизов складывается из двух составляющих – внутреннего производства и поступлений по импорту. Как говорит статистика, объем импорта, стабильно сокращавщийся с 2013 года, два года назад сделал скачок сразу на 16%, или почти на 75 тыс. тонн. Причем объемы поставок Китая и Евросоюза практически не изменились, а вот Украина и страны Юго-Восточной Азии, напротив, нарастили поставки метизов в Россию. Лидером по поставкам крепежных изделий по-прежнему остается Китай – на него приходится до 70% рынка, на втором и третьем местах – Белоруссия и Германия, соответственно.

Оценка номенклатурной составляющей импорта показывает, что около 15%, или 50–55 тыс. тонн – это экзотические, запатентованные изделия, поставляемые малотоннажными партиями из Германии, Тайваня, США, Франции и Японии. Они используются для комплектации их автомобилей, газовых турбин, в оборонке и т.д. Эксперты отмечают, российские предприятия также могут осваивать эти виды продукции, но полностью закрыть эту нишу за счет отечественных производств в ближайшее десятилетие не получится и не будет целесообразным.

Около 5% от импорта составляют микротоннажные партии, по несколько штук, как правило, либо очень высокой прочности, либо с оригинальной головкой, либо со специальным покрытием, либо для ремонта фирменных изделий. Замещать эти изделия отечественными аналогами, говорят эксперты, также и невозможно, и экономически нерационально.

На сегодня общие мощности по производству всех видов метизной продукции в России перешагнули за 4,5 млн тонн. Как отмечают эксперты рынка, такие показатели говорят о том, что метизная отрасль, как часть российской экономики, готова к повышению темпов экономического роста или «рывку», как последнее время это начали называть. Но, для этого нужно совсем немного – системное развитие потребляющих отраслей и, как следствие, увеличение спроса.

О зрелости отрасли говорит и другая тенденция: по итогам нескольких последних лет основным участникам рынка, обладающим серьезным опытом, удается не только удерживаться в позитивном балансе, но и показывать пусть незначительный, но прирост товарооборота. Положительная динамика в данном случае обеспечивается не только ростом цен, но и дополнением номенклатурных линеек крепежа и метизов, а также освоением новой высокомаржинальной продукции.

Практически все крупные отечественные производители делают ставку на оптимизацию своей работы, снижение издержек и техническое переоснащение. Так, по оценке Ассоциации «Промметиз», на текущий момент более 70% выпускаемых в России крепежных изделий производятся на современном технологичном оборудовании, обновленном в последние годы.

Самыми масштабными, направленными на техническое перевооружение, инвестиционными проектами последнего времени стали модернизация оборудования Череповецкого завода «Северсталь-Метиз»; «MMK-Метиз» (Магнитогорского метизно-металлургического и калибровочного комбинатов); ОАО «БМК» (город Белорецк, Башкирия); завода группы «Параллель» в Орле.

В обозримом будущем емкость российского рынка крепежных изделий, исходя из возможности и ожидания развития экономики, должна сложиться на уровне 450–500 тыс. тонн. Из них 200 тыс. тонн будет составлять «некомпенсируемый импорт» – импорт, заместить который наши производители или не смогут, или его замещение не имеет ра­ционального зерна. Соответственно, оптимальный объем внутреннего производства должен быть на уровне 350 тыс. тонн. С учетом коэффициента загруженности при производстве крепежных изделий для этого необходимо иметь 500 тыс. тонн реальных производственных мощностей. Что бы, отечественный производитель максимально занял рынок крепежа, мощности нужно увеличить практически вдвое. Однако эта работа не будет иметь результата до тех пор, пока рынок будет ограничен качественным передельным прокатом. Уже сегодня его дефицит не позволяет использовать действующие мощности в полном объеме. Перспектива развития рынка крепежных изделий также зависит и от конкурентоспособности отечественного продукта.

Рекомендуем