Сергей Ларионов: «Во всем должен быть порядок»

Улучшение качества логистических процессов позволит создать новые бизнес-решения для развития торговли на всей территории Якутии, а также даст угледобывающим предприятиям выход на новые рынки сбыта.

На сегодняшний день ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» является одним из крупнейших предприятий в городе Якутске. Речное пароходство – стратегический приоритет и неотъемлемая часть в развитии нашей республики. Как ведется развитие транспортно-логистического узла в Нижнем Бестяхе? Как ЛОРП участвует в реализации инвестиционных проектов? Как предприятие пережило пандемию? Об этом и не только наш разговор с генеральным директором ПАО «ЛОРП» Сергеем Ларионовым.

Сергей Александрович, Ленское объединенное речное пароходство – важнейшая часть транспортно-логистического комплекса Республики Саха (Якутия). Предприятие самостоятельно и совместно с партнерами реализует ряд крупных инвестиционных проектов Якутии. Расскажите о статусе проектов.

С 2017 года ведется строительство грузового терминала в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района РС(Я), с введением в эксплуатацию которого облегчится завоз жизненно важных грузов, осложнившийся в последние десятилетия из-за обмеления реки Лены – одной из главных транспортных артерий нашей республики.

Этот крупный инвестиционный проект в начале 2020 года стал частью ТОР «Якутия». Инвестиционный порт­фель проекта компании «Грузовой терминал Нижний Бестях» составляет 3,19 млрд рублей, планируется трудоустроить 190 человек, общая мощность терминала составит 2 млн тонн грузов в год. Реализацию проекта планируется завершить в 2023 году.

Целью проекта является создание специализированной территории, обеспечение транспортной инфраструктуры, а именно: строительство речного порта, железной, автомобильной дорог, объектов складской логистики, энергетической, сетевой инфраструктуры.

Речной грузовой терминал предназначен для выгрузки грузов из судов в навигационный период, хранения навалочных грузов на открытых площадках, отгрузки грузов на железнодорожный транспорт. Пропускная способность 1 260 тонн в сутки, интенсивность обработки судов 5 000 тонн в судо-сутки, средняя продолжительность разгрузки судна 9–12 часов, расчетная вместимость складов составят: уголь, щебень, гравий, песок – по 10 тыс. тонн.

По состоянию на текущий момент на объекте «Грузовой терминал в п. Нижний Бестях» завершены работы по строительству причальной набережной стенки вертикального профиля протяженностью 100 м, железобетонных отбойных устройств и открылка стеновой шпунтовой панели (123 м), изготовлены и смонтированы рымы швартовые в количестве 20 штук. Завершены работы по отсыпке причальной зоны, полностью приобретен материал для покрытия причальной зоны, завершен монтаж анкерной тяги, продолжаются работы по строительству тумбовых ниш, по строительству прикордонных подкрановых путей и по изготовлению монолитного оголовка. Доставлены и смонтированы 2 портальных крана «Сокол».

Учитывая, что с 2019 года ст. Нижний Бестях открыта для грузовых операций по единым тарифам ОАО «РЖД», грузовой терминал, созданный на базе причальной стенки в п. Нижний Бестях, увеличит объем перевозимых грузов, снизит транспортные издержки, повысит скорость, надежность и безопасность грузовых перевозок.
В настоящее время грузы, поступающие на причальную стенку для дальнейшей перевозки водным транспортом, доставляются со ст. Нижний Бестях автомобильным транспортом, что существенно осложняет логистику и приводит к удорожанию грузоперевозок.

Строительство подъездного железнодорожного пути существенно сократит сроки доставки и удешевит перевозки. При этом услуги терминала, как субъекта естественных монополий, будут регулироваться уполномоченным органом по ценообразованию со стороны государства. Данное строительство является основополагающим при организации мультимодальных перевозок, когда осуществляется перевозка грузов с использованием нескольких видов транспорта по единому тарифу и договору. В данном ситуации снижение стоимости перевозок грузов будет достигаться за счет конкуренции на рынке самих перевозчиков, поскольку исключается какая-либо конкуренция между портами на рынке монопольных услуг.

Если говорить о перспективных планах развития высокотехнологического терминала, то после завершения строительства железнодорожного подъездного пути к причальной стенке, будет создан полноценный транспортно-логистический терминал, позволяющий изменить логистику завоза грузов в республику и в последствии переориентировать до 90% грузов следуемых в республику в обход п. Осетрово, уменьшив расстояние, стоимость перевозки и сроки доставки грузов. Также следует отметить, что одним из основных транспортных коридоров может стать меридиальный международный транспортный марш­рут СМП – р. Лена – Транссибирская магистраль – Азия.

Таким образом, перспективное развитие полноценного транспортного узла в п. Нижний Бестях улучшит транспортную доступность регионов, сформирует устойчивые транспортные связи между тарифными пунк­тами, позволит более эффективно выполнять Северный завоз грузов для нужд Республики Саха (Якутия), а также снизит себестоимость затрат на перевозку грузов, а развитие транспортной инфраструктуры в п. Нижний Бестях повысит темпы роста отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).

Центром стратегических исследований Республики Саха (Якутия) ведется разработка стратегии развития транспортного узла в Нижнем Бестяхе. Грузовой терминал располагает достаточными мощностями, чтобы привлечь новых резидентов, работающих в сфере транспорта, перевозок, а также смежных отраслях. Улучшение качества логистических процессов позволит создать новые бизнес-решения для развития торговли на всей территории Якутии, а также даст угледобывающим предприятиям выход на новые рынки сбыта.

В июле текущего года был принят пакет законов о развитии Арктической зоны. Каким образом ЛОРП мог бы участвовать в их реализации? Например, сейчас активно обсуждается возможность реализации проекта порта в Арктической зоне.

26 октября 2020 года Президентом страны Владимиром Путиным издан Указ «О cтратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Этот документ является стратегическим планированием, определяющим меры, направленные на выполнение основных задач развития Арктической зоны.

Согласно данному указу, основными направлениями реализации Стратегии в отдельных муниципальных образованиях РС (Я) указаны следующие пункты: дноуглубление рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма; комплексное развитие районов Анабарского и Ленского бассейнов, комплексное развитие п. Тикси, включая развитие инфраструктуры двойного назначения, в том числе реконструкция морского порта Тикси, комплексное развитие территорий, расположенных в бассейнах рек Яна, Индигирка, Колыма, предусматривающее строительство объектов энергетической и транспортной инфраструктуры. Кроме того, в стратегии указано об обеспечении круглогодичного судоходства на протяжении всей акватории Северного морского пути. В настоящее время Правительство РФ разрабатывает и утверждает единый план мероприятий по реализации основ госполитики в Арктике. ПАО «ЛОРП», как крупнейшая судоходная компания региона, будет принимать непосредственное участие в реализации соответствующих пунктов данной Стратегии.

Как ваше предприятие пережило пандемию и какие меры поддержки вы получили?

Безусловно, пандемия внесла свои коррективы в стабильную деятельность пароходства. Нами вовремя были приняты все меры согласно Указу Главы РС (Я) А. С. Николаева «О мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Еще в марте мною был подписан приказ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», по которому было запрещено проведение любых корпоративных мероприятий; командирование работников в страны с наличием угрозы согласно утверждаемому и обновляемому Министерством здравоохранения РФ перечню.

Все обособленные структуры в служебных и производственных помещениях обеспечены всеми необходимыми защитными средствами, отделы с большой проходимостью обеспечены бактерицидными лампами, рециркуляторами воздуха. Службой кадров регулярно проводились инструктажи «О мерах по профилактике коронавирусной инфекции», по мере возможности работы с контрагентами, заявителями были перепрофилированы и переведены на дистанционную форму. Вновь прибывающие из других регионов экипажи находились в двухнедельной самоизоляции. Благодаря всем принятым мерам плавсостав отработал навигацию без случаев заражения, нам удалось завершить навигацию 2020 года благополучно. Все принятые на себя обязательства по доставке грузов выполнили в полном объеме.

Сейчас на берегах Лены ведется работа по обустройству переправ и возможно будет создан единый оператор УК «Паромные переправы». Как вы оцениваете перспективы этого проекта?

Во всем должен быть порядок. И то, что подписано Соглашение Минтранса республики, Администрации Якутска и Мегино-Кангаласского улуса приведет к упорядочению и развитию паромной переправы Якутск – Нижний Бестях. Соглашение устанавливает разработку единого расписания движения судов, предельного тарифа на перевозку, систему оплаты проезда на берегу, создание единой управляющей компании для организации мест погрузки и выгрузки судов, благоустройство территорий причалов, включая пункты торговли и питания, завершение обустройства накопителя автотранспортных средств.

И по нашей традиции, что вы пожелаете нашим читателям в это непростое время?

Хочу пожелать всем беречь свое здоровье и своих близких, никогда не терять надежду и верить в будущее. Оптимистичного настроения и удачи!

Рекомендуем