ГОКи «Енисейской Сибири» получили господдержку

Проекты, реализуемые компанией «УК «Интергео» в рамках КИП «Енисейская Сибирь» получат финансовую поддержку от государства.

Проекты, реализуемые компанией «УК «Интергео» (входит в группу «Онэксим» Михаила Прохорова) в рамках КИП «Енисейская Сибирь» – строительство ГОКов на базе Ак-Сугского и Кингашского месторождений – получат финансовую поддержку от государства. Однако средства, выделяемые на развитие инфраструктуры, в разы меньше, чем рассчитывала компания –13 млрд рублей вместо 60 млрд рублей.

Группа уникальных платино-медно-никелевых и медно-молибденовых месторождений – Ак-Сугское и Кингашское – расположена на территории Красноярского края и Республики Тыва.

До 20 млн тонн медного концентрата

На базе месторождений планируется создание центра цветной металлургии – проект был презентован на роуд-шоу «Енисейская Сибирь», прошедшего в рамках Красноярского экономического форума – 2019. Он предусматривает создание компании-производителя батарейных металлов, а также строительство горно-обогатительных комбинатов на базе месторождений «УК «Интергео» (входит в группу «Онэксим» Михаила Прохорова).

«УК «Интергео» планирует построить Ак-Сугский горно-обогатительный комбинат (ГОК) в Тыве мощностью по переработке руды в 24 млн тонн и Кингашский ГОК в Красноярском крае мощностью 20 млн тонн. Первый будет производить медный концентрат, второй – никелево-медный. Строительство планируется начать в 2020–2021 годах, ГОКи должны выйти на проектную мощность в 2025 и 2027 годах соответственно. Объем минеральных ресурсов Ак-Суга составляют 5,1 млн тонн меди и 121 тонна золота. Запасы Кингаша по JORC составляют 2,4 млн тонн никеля и 1,1 млн тонн меди. По данным Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Кингаш – второе месторождение в России по запасам никеля, а Ак-Суг входит в пятерку крупнейших по запасам меди.

Совокупный объем добычи и переработки руды в размере 44 млн тонн в год сделает расположенный в Красноярском крае и Тыве центр цветной металлургии третьим в России по масштабам производства после Урала и Норильска. В результате реализации проекта планируется создать более 4 тыс. новых рабочих мест для персонала, работающего на Ак-Сугском и Кингашском ГОКах и до 6 тыс. дополнительных рабочих мест на базе существующих и вновь создаваемых предприятий малого бизнеса.

Господдержка на дороги и ЛЭП

Неотъемлемая часть проектов «УК «Интергео» в рамках КИП «Енисейская Сибирь» – развитие дорожной инфраструктуры и строительство линий электропередачи. Капитальные затраты на эти цели оцениваются в 58,8 млрд руб. При этом значительные затраты на объекты внешней инфраструктуры приведут к низким показателям экономической эффективности проектов, а также снизят их инвестиционную привлекательность для банков и внешних партнеров.

Для того, чтобы выйти из этой ситуации «Интергео» запросила господдержку в финансировании проекта. Один из аргументов, которые приводила компания: государственные инвестиции в инфраструктуру окупятся в течение четырех-пяти лет с момента ввода ГОКов в эксплуатацию за счет налоговых платежей. Совокупные налоговые платежи за жизненный цикл проекта оцениваются в 330 млрд руб.

Средства на поддержку медно-никелевых проектов «Интергео» уже заложены в проект бюджета РФ на ближайшие три года. Компания в общей сложности получит от государства 13 млрд рублей, что значительно меньше, чем запрашивала «Интергео». В рамках программы «Развитие транспортной системы» предусмотрены межбюджетные трансферты на «финансовое обеспечение» дорожной деятельности при строительстве ГОКов на базе месторождений. На эти цели заложены в общей сложности 2 млрд рублей, которые будут выделены в 2021–2022 годах.

По проекту предлагается строительство автомобильных дорог на территории Республики Тыва и Красноярского края. Минтранс РФ предлагает выделить дополнительные ассигнования в федеральный дорожный фонд, в том числе для предоставления субсидий бюджетам Тывы и Красноярского края на реализацию проектов строительства автодорог. При этом в министерстве считают целесообразным реализовывать мероприятия по строительству автодорог с использованием механизма возвратного финансирования с учетом будущих налоговых отчислений от проекта в бюджет страны.

Кроме этого, профильные ведомства сформировали предложение о поддержке проекта в форме финансирования расходов на строительство ЛЭП к месторождению Ак-Суг от подстанции Тулун в Иркутской области. В рассматриваемой модели линия электропередачи будет проходить в 20 км от Зашихинского месторождения редких металлов. На финансирование строительства ЛЭП проектом бюджета предусмотрено 3 млрд рублей в 2020 году и по 4 млрд рублей на 2021–2022 годы.

Суммарные же капвложения в проекты оцениваются в объеме – 193,2 млрд руб. Проекты заявлялись еще в 2011 году, но планы были свернуты из-за отсутствия финансирования и негативных тенденций на сырьевых рынках. По мнению аналитиков, успех в привлечении финансирования будет зависеть от динамики цен на цветные металлы, проработки деталей проектов для презентации банкам-кредиторам, степени участия региональных властей и возможности привлечения зарубежных партнеров.

Напомним, что в марте 2019 года «УК «Интергео» уже привлекла в проект зарубежных инвесторов – РФПИ, Российско-китайский инвестиционный фонд (совместный фонд РФПИ и China Investment Corporation) и один из ближневосточных суверенных фондов купили долю в 9,53% в компании. Сумма сделки не разглашалась. В совет директоров от новых инвесторов вошли бывшие губернаторы Красноярского края Александр Хлопонин (до 2018 года – вице-премьер РФ) и Лев Кузнецов (до 2018 года – министр по делам Северного Кавказа).

В рамках реализации проекта также предполагается привлечение финансирования от ряда китайских банков. На сегодня Китай – крупнейший импортер и потребитель меди: около 50% из 23,67 млн тонн в 2017 году. Однако пока у китайцев практически нет крупных долей в цветной металлургии РФ. Именно рынок Китая эксперты называют в качестве одного из перспективных экспортных направлений для реализации продукции ГОКов.

Рекомендуем