Забайкальская железная дорога – локомотив развития региона

текст: Кристина Симонова, фото: chita.ru

В развитие Забайкальской железной дороги планируется направить в 2019 году 38,5 млрд рублей, что более чем на 12% выше объема инвестиций 2018 года.

Увеличение вливаний связано как с необходимостью обеспечивать растущий транзит грузов, расшивая узкие места инфраструктуры, так и с потребностью местных предприятий в вывозе своей продукции, в том числе на рынки АТР.

Сегодня Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) обеспечивает главным образом пропуск транзитного грузопотока в адрес морских портов Дальнего Востока. В 2018 году она передавала на Дальневосточную магистраль в среднем 70 грузовых поездов в сутки или почти 4,5 тыс. вагонов, что на 3,5% превышало результат предыдущего года. При этом дорога работала в условиях нарастания дефицита пропускных способностей, а параметр грузонапряженности, характеризующий интенсивность использования линий, более чем вдвое превышал средний показатель на сети РЖД, отмечали в руководстве дороги.

Перевозки продолжают расти в этом году: грузооборот ЗабЖД в первом полугодии составил 185,7 млрд тарифных тонно-км – это на 4,7% больше прошлогоднего показателя. Загрузку обеспечивает в первую очередь кузбасский уголь. Кузбасс в настоящее время производит 60% данного вида топлива в РФ (в 2018 году там было добыто 255,3 млн т), а доля угольной продукции, отправляемой из этого региона на экспорт, достигает 75%.

В условиях сегодняшнего падения цен на энергоноситель в Европе, дальневосточное направление у российских угольщиков становится все более востребованным. На недавних переговорах между главой ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым и губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым достигнута договоренность о том, что железнодорожники будут увеличивать угольные перевозки в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока. Так, за 18 дней июля погрузка кузбасского угля в восточном направлении выросла на 5,2% к прошлогоднему уровню.

Для пропуска растущего вагонопотока на Забайкальской дороге применяют технологию вождения соединенных поездов. Кроме того, дают результат капитальные вложения в инфраструктуру в рамках программы развития БАМа и Транссиба (Восточный полигон).

В текущем году в ЗабЖД планируется инвестировать 38,5 млрд руб., а всего по I этапу этого проекта с 2013 по 2020 год – 108,6 млрд руб. Если говорить непосредственно о Забайкальском крае (часть магистрали проходит и по территории Амурской области), то в настоящее время основные усилия направлены на модернизацию станций Могоча, Пеньковая, Укурей, Хилок, Чита-1, Чита-2, Чернышевск, а также на комплексную реконструкцию линии Карымская – Забайкальск.

Идет и развитие системы электроснабжения, от которой зависит интенсивность движения поездов. Еще пару лет назад на Забайкальской дороге насчитывалось 12 лимитирующих зон для пропуска составов повышенного веса. За счет усиления тяговых подстанций, технического перевооружения участков контактной сети, на что было направлено в 2018 году около 1 млрд руб., часть из них удалось ликвидировать. Работа по снятию инфраструктурных ограничений продолжается – сумма инвестиций в хозяйство электрификации и электроснабжения дороги в 2019 году будет утроена.

Для обеспечения потребностей в перевозках обновляется локомотивный парк. Восемь лет назад на Забайкальскую магистраль для магистрального грузового движения стали поступать современные электровозы 2ЭС5К и 3ЭС5К «Ермак». С того времени дорога пополнилась 564 локомотивами этой серии. Новые электровозы имеют возможность реализовать максимальную силу тяги по условиям сцепления, что позволяет железнодорожникам водить более тяжелые составы. Переоснащение затронуло и парк маневровых тепловозов. В 2011-2018 годах дорога получила 99 локомотивов ТЭМ-18ДМ. На этот год запланирована поставка еще 30 тепловозов данного типа, которые задействуются на станциях для подачи грузовых вагонов на места погрузки или выгрузки.

Добывающая отрасль Забайкалья

Хотя львиную долю грузооборота Забайкальской магистрали занимает транзит, местные предприятия на Забайкальской магистрали в последнее время заметно активизировали отгрузку. В январе-июне на ЗабЖД погружено 8,5 млн т различных грузов – на 13% больше, чем годом ранее. Увеличение отправок наблюдается по каменному углю, железной и цветной руде, а также контейнерам.

Положительная динамика складывается в немалой степени за счет бизнеса горнорудных предприятий на юго-востоке Забайкалья. Наращивает производство АО «Ново-Широкинский рудник» (находится под управлением «Русдрагмета»), товарной продукцией которого является свинцовый и цинковый концентраты. В 2018 году добыча руды на предприятии составила около 860 тыс. т (в первом полугодии 2019-го – 411 тыс. т), в настоящее время там реализуется проект с увеличением годовой производительности до 1,3 млн т.

В прошлом году на железнодорожный транспорт началась отгрузка руды с Быстринского горно-обогатительного комбината, который построил «Норникель». За первое полугодие этого года потребителям отправлено 526,4 тыс. т железорудного концентрата и около 90 тыс. т медного. По итогам 2019 года предполагается довести отправки продукции, соответственно, до 1,2 млн и 200 тыс. т.

Стабильно работают предприятия угольной отрасли, от деятельности которых значительно зависит погрузка Забайкальской магистрали, поскольку на уголь приходится примерно 60% предъявляемых отправителями к перевозке грузов на станциях ЗабЖД. В числе развивающихся активов – осваиваемые СУЭК разрезы Восточный и Харанорский, которые обеспечивают потребности объектов энергетики не только в Забайкалье, но и в других регионах Дальневосточного федерального округа. В июле АО «Разрез Харанорский» ввело в эксплуатацию дополнительный парк карьерных самосвалов, которые позволят увеличить производительность отгрузки угля.

50-летняя история отношений с железной дорогой у ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение имени Е. П. Славского» (ППГХО) – крупнейшей в Забайкалье многоотраслевой горнодобывающей компании. Хотя в логистике холдинга задействуются разные виды транспорта, ППГХО располагает собственными железнодорожными путями необщего пользования протяженностью более 70 км и локомотивным парком. В составе объединения действует Уртуйский буроугольный разрез, который с начала года на треть увеличил добычу.

Всего в 2019 году ППГХО предполагает отгрузить на железнодорожный транспорт более 2,4 млн т грузов, тогда как в 2018-м было погружено около 1,6 млн т.

Объединение на 100% обеспечивает продукцией Краснокаменскую ТЭЦ и Харанорскую ГРЭС, также расширяются поставки угля в КНР через международный пункт пропуска Забайкальск.

Для региональной экономики погранпереход Забайкальск – Маньчжурия остается важным каналом экспорта. В первом полугодии внешнеторговые перевозки между Россией и Китаем здесь достигли 8,9 млн т, что на 8,2% больше показателя за аналогичный период 2018 года. Причем в июне наблюдалась еще большая динамика: через пункт пропуска перевезено 1,6 млн т грузов или на 21,1% выше прошлогоднего уровня. Основной объем в экспортных поставках занимают лесные грузы, уголь, руда.

На сегодня Забайкальск – Маньчжурия является крупнейшим железнодорожным переходом в ДФО. Лидерству способствовала стартовавшая в 2005 году реконструкция подходов к приграничной станции – участка Карымская – Забайкальск протяженностью 366 км. На этой линии был модернизирован путь, внедрена новая система автоблокировки, началась электрификация. Сейчас идет заключительный этап реконструкции, электрифицируется участок Борзя – Забайкальск. С окончанием работ возможности инфраструктуры заметно возрастут: увеличится скорость движения, весовые нормы грузовых составов.

Говоря о транспортном потенциале Забайкальского края, нельзя забывать и о 300-километровом участке Байкало-Амурской магистрали, который проходит через регион и входит в состав Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД). В настоящее время основную грузовую базу там формирует Апсатский разрез – одно из крупнейших в России месторождений коксующихся углей. Расположенный примерно в 40 км от станции Новая Чара он введен Сибирской угольной энергетической компанией в эксплуатацию в 2011 году. Особенностью месторождения является то, что добыча осуществляется открытым способом в горах. Коксующийся уголь со средним содержанием летучих веществ отправляется по железной дороге на российский металлургический рынок и на экспорт в страны АТР.

Большие ожидания связаны с разработкой Удоканского медного месторождения, также расположенного в районе Новой Чары. Оператором его освоения является ООО «Байкальская горная компания». Общий бюджет проекта оценивается около $2,9 млрд. Недавно БГК подписала с Газпромбанком, ВЭБ.РФ и Сбербанком договор синдицированного кредита на разработку запасов Удокана.

Сейчас на производственной площадке развернуты строительные работы. Старт поставки и монтажа основного оборудования намечен на середину 2020-го, запуск ГМК «Удокан» в промышленную эксплуатацию – на 2022 год. Железнодорожный транспорт будет играть ключевую роль на всем этапе эксплуатации комбината. На первом этапе отправки катодной меди и сульфидного концентрата составят около 220 тыс. т, на втором оборот вырастет до 520 тыс. т. Сбыт продукции ориентирован в первую очередь на азиатские рынки, вместе с тем в БГК видят потенциальный спрос и внутри страны.

На станции Новая Чара инвестор планирует построить собственную прирельсовую базу. На нее будут поступать необходимые для производства материалы, а также вывозиться готовая продукция.

Как и Забайкальская, Восточно-Сибирская железная дорога работает в условиях динамично растущего грузооборота, поэтому на магистрали также реализуется серьезная инвестпрограмма.

По программе развития Восточного полигона продолжается модернизация верхнего строения пути от станции Куанды до Новой Чары и Хани, строятся вторые пути на перегонах Балбухта – Сюльбан, Таку – Балбухта, Сакукан – Салликит и двухпутные вставки на участках Кодар – Леприндо, Новая Чара – Кемен, Сакукан – Новая Чара, Сюльбан – Наледный. Развитие получит и станция Новая Чара.

Рекомендуем