Строительство железнодорожной ветки Курагино–Кызыл возобновят

Проект железнодорожной ветки Курагино-Кызыл и связанного с ней угольного Элегестского месторождения получил второе дыхание.

Инициатива простаивала 10 лет, но теперь по ней проводятся тендеры, ее включают в государственные программы. Однако некоторые эксперты продолжают относится к идее со скепсисом, особенно на фоне нарастающего мирового кризиса.

Проект железнодорожной ветки Курагино-Кызыл, не реализовавшийся за последние 10 лет, может быть все же реанимирован. Этой весной РЖД провела конкурс по определению проектировщика проекта – им стал петербургский институт «Инженерная группа «Стройпроект», предложивший за работу 5,4 млрд рублей. Претендент из севеной столицы обошел двух конкурентов московское ООО «Мост» и филиал китайской инженерной железнодорожной корпорации «Эр Юань».

Срок проведения работ – до конца лета 2021 года. За это время инженерам нужно пройти 410 километров и определить места возведения искусственных сооружений, включая виадуки, тоннели, мосты, разъезды и станции, а также ответвление на Элегестское месторождение, а затем внести эти корректировки в документы по планировке.

Проект железной дороги Курагино-Кызыл был изначально инициирован предпринимателем Сергеем Пугачевым и подконтрольной ему «Енисейской промышленной компанией». Цель – разработка Элегестского месторождения коксующегося угля и последующая поставка продукции по территории страны. Реализовать идею предполагалось за 4,5 года. Однако в 2011 году ЕПК была продана совладельцам «Русской медной компании» – Игорю Алтушкину и Руслану Байсарову, а год спустя пути предпринимателей разошлись. Байсаров создал собственную «Тувинскую энергетическую промышленную компанию», добился отзыва лицензии у ЕПК и передачи его ТЭПК.

Компании удалось договориться и о федеральном финансировании. Так, в 2014 году правительство одобрило выделение ему 86,8 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, а премьер Дмитрий Медведев официально поддержал идею министра обороны Сергея Шойгу о продлении ветки до Китая для возможной поставки угля в азиатские страны. Еще одним признаком признания инициативы стало включение его наряду с еще 31 проектом в состав КИП «Енисейская Сибирь» – решение об этом также принималось на уровне российского правительства.

Полномочный представитель президента в СФО Сергей Меняйло называл проект приоритетным для Сибири и ожидал, что он «поможет раскрыть инвестиционный, туристический и минерально-сырьевой потенциал территории, а также обеспечит доступность региона и новые рабочие места».

В нынешнем виде проект строительства ветки Элегест – Курагино – Кызыл длиной 410 километров планируется реализовать к 2024 году, направив на это инвестиции свыше 360 млрд рублей. Железная дорога будет иметь выход на Транссиб и перевозить около 15 млн тонн угля в год.

У управляющего директора компании «Финам Менеджмент» Элвиса Марламова есть объяснение долгой реализации проекта – он связывает всплеск и падение интереса с мировыми ценами на уголь. Например, первый подъем интереса происходил в середине 2000-х годов, когда была конкуренция за лицензии между потенциальными инвесторами. Кризис 2008 года поменял ситуацию. Но в начале 2010-х сырье снова стало дорожать, и об Элегестском проекте снова заговорили, но ненадолго. Последний подъем цен наблюдался в 2018–19 годах, и нынешняя активизация является следствием этого пика.

«На самом деле, есть большие сомнения, что тувинский уголь в ближайшее время будет сильно востребован. Сейчас, наоборот, есть проблема, что добытый уголь не могут вывезти, говорят, что на железнодорожных узлах целые пробки из поездов с сырьем. И если добавить к ним еще продукт из Тывы, это усугубит ситуацию. Опять же, мы видим, что крупнейшие компании анонсируют снижение добычи из-за ситуации на рынке», – отмечает он, добавив, что нынешний экономический спад затронет и интерес к углю – потенциальным покупателям будет «не до этого».

В республике к проекту многие относятся скептически. Например, издатель местной газеты «Риск» Сергей Конвиз, в прошлом – советник спикера парламента Тывы, настаивает, что проведенный тендер предполагает лишь актуализацию старого проекта дороги. Он нужен лишь потому, что обновления документации требует закон, чтобы учесть вероятные геологические процессы. По его словам, такая работа ранее уже проводилась не раз.

«Поиск частного инвестора для железной дороги велся с 2002 года, но результатов не дал, и я не вижу причин, почему сейчас ситуация могла бы поменяться. Единственное, что произошло за эти годы, – президент Путин в 2011 году забил символический костыль в основание ветки, и в этом месте затем положили четыре рельсы длиной до 100 метров. Все это называется станцией Кызыл-конечная, хотя ничего похожего на вокзал рядом нет», – комментировал он в интервью агентству «ФедералПресс».

Есть вопросы и по качеству угля из республики – он не востребован даже на месте.

У нас работает Каа-Хемский разрез, обеспечивающий потребности Кызыла и прилегающих территорий, но, например, мощности «Евраза» уже закрылись. Там работает только оборудование по откачке воды, да и от него, по слухам, готовятся отказаться. Не говоря о том, что железная дорога, работающая только в одну сторону, на вывоз сырья, не сможет окупиться никогда», – добавил Конвиз, уточнив, что период коксования тувинского угля составляет 36 часов, что делает его неконкурентоспособным по сравнению с кузбасским, у которого этот показатель – 24 часа.

Еще одной причиной негативного отношения к проекту в республике он называет опасения местных жителей по поводу возможности изменения этнического состава территории.

Рекомендуем