РЖД ускорило модернизацию БАМа и Транссиба

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) по поручению правительства РФ сократило сроки модернизации Восточного полигона железных дорог.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) по поручению правительства РФ сократило сроки модернизации Восточного полигона железных дорог. После неоднократных обращений крупных угледобывающих компаний на разных экспертных площадках к властям страны, совместных совещаний, писем в ответственные ведомства правительством в апреле 2020 года был подготовлен специальный документ – «Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона и целевые сроки их реализации», определяющий первоочередные стройки и более ранние сроки сдачи объектов в рамках программы модернизации БАМа и Транссиба.

Таким образом, у угольщиков появилась надежда в обозримой перспективе значительно увеличить объемы перевозок энергетического угля на экспорт в страны АТР через дальневосточные порты России. Такая же надежда появилась и у грузовладельцев, транспортирующих другие виды внешнеторговых грузов через порты Дальнего Востока, в том числе у компаний, занимающихся транзитными контейнерными перевозками.

Осенью 2019 года угольщики под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обратились в правительство и к руководству РЖД с просьбой не сокращать бюджеты на модернизацию БАМа и Транссиба и по возможности ускорить ее. Они приводили подкрепленные статистикой доводы о том, что если не вложиться в развитие железнодорожной инфраструктуры сейчас, то страна не только потеряет азиатский рынок сбыта угля, но и при ощутимом падении спроса и цен на уголь на традиционном европейском рынке поставит крупнейшие угольные предприятия на грань выживания.

Претензии к железнодорожной монополии и чаяния угольщиков дошли до правительства, и в ноябре 2019-го состоялось совещание, по итогам которого тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев рекомендовал руководству РЖД «актуализировать детальный план мероприятий по реализации инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей» с развитием пропускных способностей». А тогдашний вице-премьер Максим Акимов поручил рабочей группе до 1 февраля 2020 года сформировать перечень приоритетных проектов.

Представители угольных компаний настаивали на том, чтобы РЖД полностью и в срок выполнили план модернизации Восточного полигона еще и потому, что в 2018 году стороны заключили «джентльменское соглашение»: угольщики согласились на повышение тарифов за перевозку грузов в восточном направлении и порожний пробег подвижного состава в обмен на обещание перевозчика «расшить узкие места» на железной дороге.

В апреле текущего года был подготовлен специальный документ – «Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона и целевые сроки их реализации», предписывающий не откладывая модернизировать и ввести в эксплуатацию раньше намеченного срока перечисленные в нем объекты. Всего в перечне 212 участков – это наиболее «узкие места», препятствующие перевозкам тех объемов угля, которые могли быть проданы угольными компаниями на азиатском рынке. Список уже согласован с Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» при Правительственной комиссии по транспорту РФ.

Около 50 участков железной дороги из этого списка должны были расширить еще на первом этапе модернизации БАМа и Транссиба, который начался в 2013 году и должен был закончиться в 2017-м, но сроки окончания сдвинули на 2020 год. В частности, речь идет о строительстве дополнительных путей и развитии станций на перегонах Мариинск – Тайшет, Междуреченск – Тайшет, Хабаровск – Находка.

Другие объекты изначально относились ко второму этапу модернизации Восточного полигона, который в соответствии с «майскими указами» президента Путина должен обеспечить увеличение пропускной способности железных дорог к 2024 году со 124,9 до 180 млн тонн. По первоначальным планам РЖД, львиная доля инвестиций в проекты должна была прийтись на последний год второго этапа.

Это не устраивало крупнейших грузоотправителей – угольные компании, которые говорили о том, что столь долгое ожидание негативно скажется на доле российского угля на рынке АТР: потенциальные потребители из Индии, Китая, Южной Кореи и других стран АТР не станут ждать, пока в России построят инфраструктуру, – они просто будут покупать уголь у других стран-поставщиков, например у Австралии, тоже активно борющейся за долю на этом рынке.

В итоге правительство, руководство РЖД и угольных компаний смогли договориться о том, что крайний срок ввода в эксплуатацию обновленных участков дороги будет приближен как минимум на год и состоится самое позднее в 2023 году.

В соответствии с новыми задачами, поставленными перед РЖД, железнодорожники должны будут ускоренными темпами взяться за модернизацию участка Междуреченск – Тайшет. Там в 2019 году было введено в эксплуатацию около 40 км новых главных путей, реконструировано более 50 км существующих путей, сейчас возводятся дополнительные главные пути на перегонах, ведется усиление системы электроснабжения.

Кроме того, в приоритете обходной путь для участка Шкотово – Смоляниново, построенного еще в 1930-х годах, где сегодня поезда вынуждены двигаться с помощью подталкивающего локомотива. Строительство обходного пути должно устранить это ограничение.

Линия Междуреченск – Тайшет обеспечивает транспортно-экономические связи сразу четырех регионов, задействована в перевозках транзитных грузов. Здесь в ближайшие годы ожидается рост грузопотока, который возникнет благодаря строительству железнодорожной ветки Элегест – Кызыл – Курагино. Поэтому модернизация названной ветки выделена в отдельный проект.

Расширение пропускных способностей железных дорог в восточном направлении должно позитивно сказаться и на объемах перевозок контейнеров. Напомним, в соответствии с федеральным проектом «Железнодорожный транспорт и транзит», который входит в Комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры, объем контейнерных перевозок должен вырасти в 4 раза к 2024 году и составить 1,7 млн TEU в год. Под решение этой задачи РЖД разработали специальный проект – «Транссиб за 7 суток», стартовавший в 2019 году. К концу реализации этого проекта груженые составы должны будут преодолевать Транссибирскую магистраль за неделю.

На эти цели РЖД должны выделить 202 млрд рублей. Предполагается строительство вторых путей, реконструкция станций, строительство путей в обход «нулевого километра» БАМа – Тайшета. Также в процессе создания находится технико-экономическое обоснование строительства обхода вокруг г. Читы, что позволит пропускать транзитные составы, минуя областной центр, и увеличить скорость движения поездов.

Рекомендуем