Российские угольные компании не могут нарастить экспорт

Как слабая транспортная инфраструктура мешает российским угледобывающим компаниям зарабатывать на экспорте угля в Китай и Японию.

Как слабая транспортная инфраструктура мешает российским угледобывающим компаниям зарабатывать на экспорте угля в Китай и Японию.

Компания «Эльгауголь» в середине декабря прошлого года подписала соглашение о создании совместного предприятия с китайским морским перевозчиком GH-Shipping. Предварительный срок сотрудничества – пять лет, с дальнейшим продлением на аналогичный период. СП со штаб-квартирой в Шанхае займется импортом, переработкой и продажей коксующегося эльгинского угля с низким содержанием серы и фосфора на китайском рынке. Фактически совместное предприятие будет эксклюзивным представителем «Эльгаугля» в Китае. Деятельность СП должна обеспечить заметную прибавку к товарообороту между странами – более $5 млрд в год.

Поставки коксующегося угля из Якутии позволят Китаю заместить значительный объем австралийского и американского угля схожего качества. Еще в октябре 2020 года государственные электростанции и сталелитейные заводы Китая получили устное предписание прекратить импорт угля из Австралии. Аргументом была неполноценность качества продукции, однако настоящей подоплекой считается обострение отношений между странами по ряду политических проблем. Внутренние цены на коксующийся уголь в КНР достигли в итоге четырехлетнего максимума, и трейдеры стали переключаться на российский и индонезийский уголь.

Сегодня Китай оказывает наибольшее влияние на конъюнктуру мировых цен как крупнейший импортер коксующегося угля. Положительным фактором можно считать тот факт, что восстановление мировой экономики происходит активней, чем прогнозировалось ранее. Так, в 2021 году ожидается, что спрос на сталь вырастет на 4,1%, в основном за счет Китая.

Рост угледобычи в Якутии

Якутский уголь, включая коксующиеся марки, экспортируется достаточно давно. Еще в советское время с Нерюнгринского месторождения по БАМу его везли в Японию. «С учетом действующих и новых активов угледобывающей отрасли через 5 лет добыча высококачественного угля в республике может вырасти вдвое – до 50 млн тонн в год», – прогнозирует главный специалист департамента промышленности Министерства промышленности и геологии Якутии Спиридон Соловьев. Он уточнил, что в основном добытый в регионе уголь сейчас экспортируется в Китай, но есть перспективы расширения географии поставок – в Японию, Южную Корею, Индию.

Сегодня экспортоориентированный проект реализует УК «Колмар», создающий горно-обогатительный комбинат Инаглинский. Планируется, что к 2023 году этот ГОК выйдет на производственную мощность 12 млн тонн по добыче и переработке угля ежегодно. В дальнейшем этот объем предполагается удвоить. Для экспорта продукции «Колмар» построил угольный порт близ Ванино.

Если говорить об Эльге, то добыча на месторождении началась почти 10 лет назад. Сначала лицензионным участком владел «Мечел», в 2020 году контроль над разрезом получила «А-Проперти». С месторождения идут поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт. По итогам 2020 года в Китай, который является основным покупателем эльгинского угля, было отгружено более 1 млн тонн угля.

С приходом нового собственника развитие разреза активизировалось. В ноябре Эльгинское месторождение впервые вышло на ежемесячную добычу и отгрузку 1 млн тонн угля или 12 млн тонн в год. Одновременно для перевозок продукции в данном объеме была увеличена провозная способность железной дороги Эльга – Улак протяженностью 340 км, которая служит подъездным путем, соединяющим разрез с инфраструктурой РЖД на БАМе. В дальнейших намерениях «Эльгаугля» – увеличение мощности угледобывающего комплекса.

Географическое расположение являются большим преимуществом Эльгинского месторождения: логистический маршрут до портов Дальнего Востока, откуда уголь будет уходить на экспорт, – длиной около 1,1 тыс. км, тогда как протяженность логистических цепочек у конкурентов – около 5 тыс. км.

Уголь Якутии – планы на будущее

Планы «Эльгаугля», как и других дальневосточных угольщиков, собирающихся наращивать производство, зависят от железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Сегодня более половины угля, отправляемого по железным дорогам страны в направлении морских терминалов России, следует в адрес стивидоров Дальнего Востока. Вся погрузка экспортных грузов в направлении дальневосточных портов на сети РЖД в январе-ноябре 2020 года увеличилась до 100,6 млн тонн, с ростом к уровню 2019 года на 7,3%. В том числе угля было отправлено около 85 млн тонн – на 6,8% больше, чем годом ранее.

Рост перевозок к портам помогли финансовые вливания – в 2019–2020 годах в развитие ДВЖД было инвестировано 174,6 млрд рублей. Деньги направлены на проектирование, реконструкцию и строительство станций и разъездов, двухпутных вставок и вторых путей, а также обновление подвижного состава – только в этом году локомотивов различных серий для магистрали приобретено 220 единиц, что стало крупнейшей поставкой локомотивной техники за многолетний период.

Однако инфраструктура дороги, даже несмотря на серьезные финансовые вливания, работает на пределе. Учитывая планы «Эльгаугля», рост отгрузки с Эльгинского месторождения в 2021 году может составить не менее 10 млн тонн, тогда как на ДВЖД ожидают увеличения «всего» на 2,2 млн тонн. Взрывного увеличения экспорта угля не случится, если его не на чем будет везти. При этом «А-Проперти» планирует строить собственный перевалочный терминал в Ванино. Но путь туда лежит по рельсам, а на них уже тесно.

Сибирь или дальний восток?

Кроме потребностей дальневосточных шахтеров нужно обеспечивать транзит угля из Кузбасса, для которых рынки АТР сегодня крайне выгодны. В декабре прошлого года ОАО «РЖД» и правительство Кемеровской области согласились продлить основные параметры по вывозу продукции угольных предприятий региона в направлении Дальнего Востока. В этом году кузбасские грузоотправители должны предъявить к перевозке, а монополия обеспечить транспортировку не менее 53 млн тонн угля на экспорт в восточном направлении. Также Кузбасс планирует наращивать объем вывоза, для чего областные власти продолжат отстаивать необходимость дальнейшей модернизации Восточного полигона (проект модернизации БАМа и Транссиба).

На сегодняшний день из-за ограничений в приеме продукции к погрузке такие компании, как «Колмар», «Эльгауголь», не могут нормально работать и реализовывать весь объем добытого угля. Планы по наращиванию экспорта угля в Китай только подстегнут борьбу шахтеров за возможность обеспечить вывозку именно своего сырья.

Программа модернизации железнодорожной инфраструктуры должна быть синхронизирована с реализацией инвестпроектов в реальном секторе ДФО, а не только учитывать интересы угольщиков Западной Сибири.

Об этом было заявлено 10 декабря на заседании совета Дальневосточного федерального округа, на котором рассматривался вопрос развития Восточного полигона. Сегодня действительно сушествует проблема, как одновременно обеспечить пропуск транзитных грузов из Сибири и нарастить местную погрузку – в 2021 году планируется увеличить экспортные поставки не только из Якутии, но и Хабаровского края, где осуществляет добычу «Ургалуголь» (входит в СУЭК).

Для вывоза дальневосточного угля на БАМе увеличивается парк новых локомотивов серии 3ТЭ25К2М. По сравнению с тепловозами 3ТЭ10МК, выпускавшимися в советское время и позже модернизированными, эти машины являются более мощными и производительными: они могут управлять грузовыми составами повышенной массы до 7 100 тонн против прежней весовой нормы 5 600 тонн. За счет этого можно доставить в порты больше грузов с тем же размером поездопотока.

В связи с активным освоением Эльгинского месторождения, где сегодня грузится до 480 вагонов в сутки, рассматривается возможность большего отвода поездов на прежде менее востребованный рокадный участок Ургал – Известковая, связывающий БАМ и Транссиб. Мощности БАМа достаточно загружены, отсюда требуется все больший выпуск поездопотока на Транссиб через станцию Известковую. Если раньше по участку Ургал – Известковая водили 1–2 груженых маршрута в сутки, то сейчас – 5–6, и есть необходимость увеличивать размеры движения дальше.

В прошлом году стартовал II этап модернизации Восточного полигона. К 2025 году провозная способность участка БАМа Февральск – Ургал – Комсомольск, по которому везется и эльгинский уголь, составит порядка 50 млн тонн. Это в два раза выше нынешних мощностей, но и этого будет явно недостаточно, если реализуются планы всех угольщиков.

Инвестиции в магистрали

Правительство не планирует экономить на вложениях в Восточный полигон и согласовало инвестпрограмму РЖД на 2021–2023 годы, причем с развития подходов к портовым зонам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада сняли в общей сложности 90 млрд рублей, но финансирование БАМа и Восточного полигона оставили на прежнем уровне. В 2021 году вложения в полигон составят около 134 млрд рублей, на БАМ – 140 млрд. К 2024 году пропускная способность БАМа и Транссиба может вырасти в 1,5 раза – до 180 млн тонн.

Государственный интерес к рынкам стран АТР глобальнее «простого» вытеснения Австралии с китайского угольного рынка, но для Эльги вопрос в том, чтобы выдержать сроки – стремительное наращивание экспорта и расшивка узких мест на магистралях вряд ли будут синхронны. Возможность рассинхронизации усугубляется и тем, что другие угледобывающие компании не сидят сложа руки – в будущем году «Колмар» выводит на полную мощность первую очередь обогатительной фабрики «Инаглинская-2» по переработке 6 млн тонн, в 2023 – ожидается ввод второй очереди, а это еще 6 млн тонн. В ближайшей перспективе Индия готова закупать в России до 40 млн тонн угля в год, в то время как сейчас импортирует меньше 1 млн тонн.

Рекомендуем