Пятница, 24 сентября, 2021

Перспективы развития Восточного полигона в 2021 году

текст: Наталья Гусаченко, фото: rzd.ru

Инвестпроекты

Развитие Дальнего Востока стало ключевой темой работы ОАО «РЖД» по итогам I квартала 2021 года. В этом году компании предстоит завершить работы на всех объектах первого этапа и сконцентрироваться на работах по строительству 31 объекта, вошедшего в программу второго.
Правительство РФ поручило подготовить проект поквартального графика этапов строительства БАМа и Транссиба с показателями пропускной и провозной способности, предельной средней массы грузового поезда во всех деталях. Угольщики готовятся вписать в график точные объемы вывоза угля.

Под пристальным вниманием: что ждет Восточный полигон в 2021 году?
С 2017-го добыча угля в России стабильно превышает 400 млн т в год. Несмотря на некоторое снижение по итогам прошлого года, резервы для перевозки угля большие, а сами угольщики готовы их наращивать, что недавно подтверждал и губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.

На этом фоне руководство страны указало на необходимость тщательной проработки всех возможных сценариев для гарантии уверенного развития угледобывающих регионов. 2 марта президент РФ Владимир Путин провел большое совещание, где подчеркнул важность выстраивания планов как на ближайшие 3–4 года, так и на более длительный горизонт. Он поручил правительству в поквартальной разбивке до 2024-го включительно зафиксировать этапы строительства и параметры расширения БАМа и Транссиба с указанием пропускной и провозной способности отдельных участков, а также предельного веса грузового поезда до и после реализации проекта. Соответствующие соглашения (рассчитанные до 2024 г.) на принципах взаимной ответственности между угольными компаниями и ОАО «РЖД» должны быть заключены до 15 июня.

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров сообщил о готовности акта правительства, в котором будут указаны конкретные объемы вывоза грузов с конкретных угольных месторождений. Руководство РЖД настаивает на участии в выполнении задач (к примеру, в подготовительных работах, синхронизации работ по доставке грузов и т. д.) не только строительного блока, но и практически всех подразделений на дорогах.

По мнению экспертов, фиксация этапов строительства Восточного полигона в отдельном правовом акте необходима для того, чтобы иметь возможность спрашивать с исполнителей за срыв графика работ.

Так, заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук считает, что подготовка детального плана мероприятий по увеличению пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке в рамках реализации проекта не позволит каждому отдельному грузоотправителю понять, какой объем груза у него примут к перевозке, так как инфраструктура даже после реализации проекта останется дефицитной. На этот вопрос смогут ответить заключаемые договоры о перевозках на 3 года, в которых будет зафиксирован объем принимаемых ОАО «РЖД» грузов. А детальный план мероприятий – это, скорее, инструмент администрирования и сохранения темпов реализации инвестиционного проекта, считает он.

При этом сами угольщики Кузбасса позитивно оценивают обозначенные задачи, но задаются вопросом: каков объем неудовлетворенного спроса при вывезенных в прошлом году на Дальний Восток 52,3 млн т угля?
По прогнозам Минэкономразвития и Минэнерго, к 2035 году общая международная торговля углем вырастет примерно на 5–15%, то есть с текущих 1,45 до 1,52–1,64 млрд т. За последние 8 лет объем экспортных поставок российского угля вырос более чем на треть, и в последние годы меняется их структура и направление. Примерно на 10% выросли поставки странам АТР.

По мнению руководства страны, «в АТР есть и дополнительная потребность, которую могли бы покрыть российские компании». Экспортному потенциалу ведущего угольного района – Кузбасса – необходимо уделить отдельное внимание и к 2024 году увеличить перевозки угля на восточном направлении как минимум на 30%. Речь идет, в частности, о 68 млн тонн угля. Глава государства поручил «придерживаться этого ориентира».

Комментируя поручение президента РФ по росту перевозки до 68 млн тонн, глава Минтранса РФ Виталий Савельев заявил, что планируется сформировать нормативную правовую базу для заключения договоров на принципах «вези или плати» и опробовать ее как раз на вывозе 10 из 68 млн т угольной продукции из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока. Для этого необходимо внести изменения в ст. 10 Устава железнодорожного транспорта. По оценке министра, к осени эти поправки с учетом мнения участников рынка могут быть внесены в Государственную Думу.

Руководство РЖД пообещало сделать все для безусловного выполнения поставленной задачи. И большинство наших собеседников сходятся во мнении, что это реально достижимые цифры, но – при соблюдении ряда условий.

«В первую очередь это зависит от самих угольных компаний и международной конъюнктуры; во вторую – от дополнительных мощностей по электроэнергетике; третью – от технико-технологических решений; и только в конце – от модернизации самой инфраструктуры», – говорит президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД) Павел Иванкин.

Представитель грузоотправителя уголь­ной продукции прирост на 10% в год также считает очень амбициозным, с большой долей уверенности отмечая, что грузовая база будет. Но увеличение объемов экспорта угля в восточном направлении привязано к расширению возможностей инфраструктуры. К 2025 году должны быть завершены работы по модернизации БАМа и Транссиба, в результате которых их пропускная способность вырастет с 124,9 до 180 млн т в год. А доля экспорта угля в страны АТР от общего объема увеличится с 50 до 75%, рассчитывают в Минэнерго.

Руководство РЖД подчеркивает: ввод объектов решает задачу достижения провозной способности Восточного полигона. И ключевая задача – это достижение провозной способности и выполнение показателей, запланированных КПМИ. Суммарно на первом этапе модернизации Восточного полигона будет построено около 670 км путей. На втором – более 1,3 тыс. км.

В настоящее время на полигоне работает почти 3,5 тыс. специалистов и более 1,2 тыс. ед. строительной техники. РЖД в этом году намерены привлечь около 20 тыс. человек. Большую часть потребностей планируется закрыть силами подрядных организаций.

По сообщению Минобороны России, с 5 апреля к строительству второй ветки БАМа приступили подразделения Пятой отдельной бригады Железнодорожных войск ВС России. На строительство этой ветки будут брошены силы всех десяти бригад железно­дорожных войск. Протяженность участка от Улака до Февральска, определенного для работы железнодорожным войскам, – 340 км.

В РЖД обещают в 2021 году также закончить строительство участка Междуреченск – Тайшет – узкого места Восточного полигона. Согласно параметрам инвестиционной программы ОАО «РЖД» на период 2021–2023 гг., на увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет в этот период планируется затратить 66,9 млрд руб., из них в 2021-м – 5,8 млрд руб.

Пока первый этап расширения Восточного полигона еще не завершен, РЖД активизировали работу по формированию и утверждению паспорта второго этапа проекта развития БАМа и Транссиба. Монополия готовится представить поквартальный план для организации регулярного мониторинга с конкретными датами. Холдинг приступает к формированию ДПР Восточного полигона как минимум до 2030 года. Документ будет содержать ориентиры практически для всех участников. В целом до 2024-го объем финансирования, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, составит, по заверению правительства РФ, около 780 млрд руб.

Проект прогноза грузовой базы Восточного полигона будет актуализирован в мае. Также будет проведена оценка, какие грузы невозможно провезти в восточном направлении и как это отра­зится на доходах РЖД.
Как говорят участники рынка, у РЖД в нынешних условиях и поставленных задачах нет других вариантов, кроме как завершить первый этап. С одной стороны, это KPI главы РЖД, с другой – KPI Марата Хуснуллина (заместителя председателя правительства РФ).

Согласно параметрам инвестпрограммы, в целом на развитие инфраструктуры Восточного полигона в ближайшие 3 года планируется направить 575,3 млрд руб., из них 134,3 млрд – в этом году. Этих сумм, по оценке экспертов, вполне достаточно.

Минтранс уже подготовил проект поквартального графика этапов строительства Восточного полигона с показателями пропускной и провозной способности, предельной средней массы грузового поезда во всех деталях. Но рынок сразу откликнулся рядом вопросов. Насколько это решение выполнимо с практической точки зрения? Действительно ли оно поможет ускорить модернизацию? И главное: как оптимально администрировать процесс?

Эксперты подчеркивают, что разработка графика – часть процесса. Важно организовать работу с исполнителем на Восточном полигоне, достичь нужного качества работ. Первый этап модернизации БАМа и Транссиба не был выполнен вовремя и по объективным, и по субъективным причинам. Только организация контроля работ на местах позволит обеспечить выполнение графика. «Сейчас важно заново выстроить вертикаль управления данным проектом. Основные критические точки всем известны. Самое важное – сократить количество участников процесса от заказчика до исполнителя. Это позволит, с одной стороны, снизить затраты, с другой – повысит рентабельность проектов для подрядчиков», – говорит П. Иванкин.

В этом году для всестороннего конт­роля и мониторинга за реализацией проекта, особенно в части функционирования строительного комплекса, был подключен Мин­строй. Переход управления проектом по модернизации Восточного полигона от Минтранса к Минстрою под кураторство М. Хуснуллина эксперты назвали «свежим взглядом на то, что происходит на БАМе и Транс­сибе» – и теперь надеются на обеспечение реализации проекта в установленные (уже новые) сроки.

Пожалуй, в этом году впервые конт­роль и жесткий регламент работ так четко обозначен на уровне главы государства. Это дает определенную надежду на завершение первого этапа, расширение инфраструктуры Восточного полигона, наращивание экспорта и добычи угля даже в сложившихся рыночных условиях.

spot_img

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

spot_img

Новости

Экология определила будущее отдельных полезных ископаемых

Все повышающиеся экологические требования снижают спрос на одни полезные ископаемые, и  увеличивают спрос на другие.
spot_img

Читайте также:

spot_img