Понедельник, 14 июня, 2021

Битва за угольный рынок Китая: Монголия побеждает

текст: Сергей Петров, фото: Гантулга Ганбаяр

Инвестпроекты

В 2020 году, после того как Китай ввел полный запрет на экспорт угля из Австралии,свою долю рынка захотели получить Канада, США, Россия и Индонезия. Однако одним из лидеров гонки стала Монголия.

Отношения Поднебесной и Австралии и до пандемии были напряженными – правительство пятого континента открыто критиковало внутреннюю политику китайских властей, например, в отношении уйгуров или арестованной год назад в КНР австралийской журналистки Ченг Лей. Но после того как Канберра вслед за Вашингтоном потребовала «независимого» расследования происхождения коронавируса, Китай расценил этот шаг как непозволительное вмешательство в его дела. И ввел запрет на экспорт угля и меди.

К настоящему моменту потери Австралии оцениваются в 20 млрд долларов. По мнению экспертов, в перспективе она может лишиться до 80 млрд долларов прибыли в год. Для этого государства Китай был вторым по объему потребителем угля после Японии, а Австралия для Китая – крупнейшим поставщиком, обеспечивающим его ежегодно 70 млн тонн угля. Для сравнения, Россия за 2020 год поставила менее 40 млн тонн. Всего в прошлом году КНР импортировала 304 млн тонн сырья.

Взять, например, коксующийся уголь, незаменимый для сталелитейной отрасли. В первом квартале 2021 года поставки из Канады и США достигли самых больших объемов с 2013 года. В марте объем экспорта из Страны кленового листа вырос в два раза по сравнению с прошлым годом и достиг 1,3 млн тонн, а Америка увеличила поставки почти в пять раз – до 663 тысяч тонн. Российские компании за январь-март направили в Китай 1,4 млн тонн коксующегося угля, увеличив поставки на 8,3%.

Быстрее же всех отреагировала Монголия, став главным претендентом на место экспортера-лидера. За март она переправила 2,17 млн тонн, а за первый квартал – 6,08 млн тонн, увеличив экспорт на 123% в годовом исчислении. Но удивляться тут не приходится.

«На КНР приходится более 50% мирового угольного потребления, и самым ближайшим соседом к этому огромному энергетическому рынку является наша страна. В 250 км от границы с Китаем, находится одно из крупнейших в мире месторождений угля Таван-Толгой, запасы которого оцениваются в 6,5 млрд тонн. Около 40% из этого объема составляет высококалорийный коксующийся уголь. Сегодня рост экспорта этого полезного испокаемого из Монголии происходит за счет увеличения количества самосвалов. Когда весной у нас произошел всплеск пандемии COVID-19, водителям грузовиков, перевозящих сырье, первым делали прививки от коронавируса. Но все же этот вариант не позволит масштабно нарастить поставки.

Основным сдерживающим фактором для полноценного освоения месторождения является неспособность транспортной системы Монголии осуществлять доставку прин­ципиально большего количества угля до границы с Китаем, чем это происходит сегодня. Единственной железной дорогой с односторонним грузовым потоком, по которой одновременно могут двигаться максимум 8 поездов, для увеличения объема экспорта явно недостаточно. Поэтому, первоочередной задачей для правительства стало строительство новой железнодорожной ветки протяженностью около 400 км и электростанции», – рассказал вице-президент добывающей компании «Монголын АЛТ МАК» Гантулга Ганбаяр.

Сегодня железная дорога по маршруту Таван-Толгой – Зуунбаян активно строится. Завершение работ ожидается в 2022 году. Кроме того, власти ищут возможность аренды портовых зон в России.

«Когда в 1993 году компания «MAK» создавалась, ее основным направлением деятельности были разведка и добыча золота. Однако в начале 2000 года руководство приняло стратегическое решение – диверсифицировать бизнес и сделать основной упор на уголь. Уже тогда было понятно, что самой актуальной темой станут именно энергоносители. В стране есть несколько горнотехнических вузов, но нужны были квалифицированные специалисты широкого профиля. У нас по-прежнему высока ценность российского образования, поэтому компания объявила конкурс, победители которого получали возможность отправиться на обучение в Санкт-Петербургский горный университет», – говорит Гантулга Ганбаяр.

ООО «Монголын Альт» (МАК) было основано в 1993 году и является ведущей монгольской компанией с национальными инвестициями. Компания успешно работает в секторах горнодобывающей промышленности, строительных материалов, туризма, недвижимости и гражданской авиации.

Горная отрасль – одна из ведущих в Монголии. Около 40% от всего экспорта составляет уголь, плюс медь и молибден. Кроме того, 90% всего внутреннего энергопотребления Монголии приходится на уголь, а оставшиеся 10% – на ветрогенераторы и солнечную энергию. Поэтому все специальности горного профиля остаются очень престижными, несмотря на различные тенденции и споры, ведущиеся на международном пространстве.

На проходившем в апреле Климатическом саммите, организованном США, десятки стран и организаций рассуждали на тему «зеленой энергетики» и сокращения вредных выбросов. Даже Китай пообещал, что будет ограничивать потребление угля – достигнет пика выбросов углерода к 2030 году и углеродного баланса к 2060 году.

Сегодня на территории азиатской страны идет строительство нового завода по обогащению угля – его завершение анонсировано на конец 2021 года. Современные технологии, которые будут использованы на предприятии, позволят снизить содержание серы в угле до 0,85% и зольность до 18%.

spot_img

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

spot_img

Новости

Производитель ДЗРА презентует современные пункты распределительные рудничные ПР-99

Электрическая схема распределительных шкафов ПР-99 предусматривает возможность оснащения данного устройства отдельным комплектом автоматических выключателей, и также применения способа трансляции данных на удаленные устройства с помощью протокола Modbus RTU.
spot_img

Читайте также:

spot_img