Вторник, 3 августа, 2021

Станкостроительные заводы России: возрождение отрасли

текст: Кристина Симонова, фото: 16k20.ru

Инвестпроекты

Кризис станкостроения в России начался с приходом рыночной экономики. После развала Советского Союза спрос машиностроительных предприятий на станки резко упал. А производственные мощности уходили с молотка. В 90-е годы производство металлорежущих станков уменьшилось в 15 раз, а передовых станков с числовым программным управлением (ЧПУ) – в 167 раз. В 2009 году выпуск станков достиг нижней границы за всю советско-российскую историю. К этому времени закрылось около 40% станкостроительных заводов. А то, что сохранилось, функционировало очень слабо.

Первые шаги по поднятию отрасли с колен были предприняты в 2008 году по инициативе Минпромэнерго (сейчас – Минпромторг). Тогда на базе профильного университета «Станкин» был открыт Инжиниринговый центр. В 2009 году создана первая госструктура «РТ Машиностроение». В 2013 году на ее основе «Ростех» создал системный интегратор российской станкостроительной отрасли «Станкопром».

Реанимирование станкостроения в 2011–2016 годах шло согласно принятой Минпромторгом программе, в которую вложили 26 млрд рублей. За этот период предполагалось создать «условия для серийного производства конкурентоспособного оборудования, организации производственных участков для их выпуска, а также создания системных интеграторов».

Сегодня в структуру холдинга «Станкопром» входят 14 предприятий: исследовательские институты, станкостроительные предприятия, инструментальные заводы, коммерческие и инжиниринговые предприятия.
В дальнейшем правительство заключило сделки с иностранными инвесторами. Они вкладывали средства в создание сборочных производств из импортных комплектующих. Постепенно происходила локализация, и предприятия по выпуску узлов начинали функционировать на территории России.

Так, одно из таких предприятий – немецко-японский DMG-MORI из Ульяновска в сентябре 2016 года был признан отечественным производителем: 70% компонентов для их станков производятся в России.
Некоторые российские станкостроительные предприятия для своего развития выбрали способ кооперации. Так, в 2013 году стартовал проект «Станкостроение». Партнеры объединения создали российский станочный бренд F.O.R.T. с собственной номенклатурной линейкой.

На базе Стерлитамакского станкостроительного завода несколько предприятий образовали холдинг «Стан». Он проектирует и выпускает станкостроительное оборудование. В структуру компании входят 7 производственных площадок («НПО Станкостроение», «Станкотех», Рязанский станкозавод, Ивановский станкостроительный завод, «Шлифовальные станки», Савеловский станкостроительный завод, «Донпрессмаш»).

В 2017 году «Стан» выпускал половину от общего объема производства российского металлооборудования. За прошлый год холдинг увеличил выпуск станков в два раза.

Одним из лидеров на экспортном рынке является «Станкомашстрой». Он полностью сам разрабатывает компоненты для станков, не закупая ничего за рубежом. И внедряет в станки новейшие элементы по заказу иностранных партнеров. Кроме того, предприятие успешно сотрудничает и с соотечественниками, например, с Рязанским заводом точного литья и производителем электродвигателей «Русэлпромом».

С начала этого года спрос на продукцию Липецкого станкостроительного предприятия (ЛСП) увеличился в разы, поэтому заказчики встают в очередь на 3 месяца. ЛСП изготавливает металлообрабатывающие станки (шлифовальные, фрезерные, сверлильные, токарные, точильно-шлифовальные и ножовочно-отрезные станки, а также стенды для испытания абразивных кругов).

Сегодня предприятие производит все модели станков, которые прежде выпускал Липецкий станкостроительный завод. Совершенствование технологий, внедрение новейших инженерных разработок – приоритетная стратегия развития ЗАО «ЛСП».

Южный завод тяжелого станкостроения и Тверской станкостроительный завод также повышают производственные объемы.

Между тем партнеры российских станкостроительных предприятий отмечают, что нынешнее производство станков отстает от современных технологий. Поэтому доля импорта для оснащения наших производств по-прежнему высока.

К примеру, металлообрабатывающие станки с ЧПУ, как сообщает пресс-служба Амурского судостроительного завода, «не способны удовлетворить потребности завода по причине недостаточного уровня технологических возможностей».

Не решена и проблема с привлечением и, что немаловажно, удержанием высококвалифицированных специалистов. Да, вузы выпускают инженеров. Но зачастую молодые специалисты не согласны работать за зарплату, которую предлагает завод. А если и соглашаются, то им еще предстоит набраться опыта, чтобы что-то начать понимать в конкретной сфере. Старые кадры ушли, а новых еще нужно вырастить для работы в отрасли, которая десятилетия была в упадке.

Таким образом, станкостроительная отрасль очень нуждается в господдержке. И существенной. Намного больше, чем 7 млрд рублей, которые были выделены на ее развитие за последние 5 лет.

Безусловно, определенные меры для возрождения станкостроения принимаются. Так, для отечественных производителей действует программа льготного кредитования «Станкостроение». Однако она требует доработки. Ведь из-за установленных требований получить помощь могут далеко не все предприятия. В программе могут участвовать только финансово устойчивые предприятия. А как таковыми стать, если государство не дает кредиты по льготным условиям? В этой ситуации единственным выходом для российских производителей является создание совместных предприятий с европейскими производителями станков.

spot_img

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

spot_img

Новости

Пять гибридных энергокомплексов построят в Якутии

В заполярной Якутии планируется строительство пяти новых современных гибридных энергокомплексов – на замену дизельным электростанциям.
spot_img

Читайте также:

spot_img