Нефтедобыча края прирастет «Пайяхой»

текст: Кристина Симонова, фото: tass.ru, greenpeace.org

Красноярский край намерен удвоить добычу нефти с помощью освоения арктических месторождений.

Красноярский край намерен удвоить добычу нефти с помощью освоения арктических месторождений. Основная ставка сделана на группу Пайяхских месторождений, расположенных на Таймыре. Ресурсная база «Пайяхи» оценивается в более чем 1 млрд тонн нефти, а освоение месторождения внесет весомый вклад в увеличения грузопотока по Северному морскому пути.

Группа Пайяхских месторождений, расположенная в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, была обнаружена в 1990 году. При проведении сейсморазведочных работ из одной из скважин забил фонтанирующий приток – его мощность составила 30 кубометров в сутки: на глубине около 3,5 километров были найдены два нефтеносных пласта.

Обустройство месторождения стартовало в 1994 году: по государственной программе финансирования было начато строительство первой разведывательной скважины. Однако, как только средства закончились, работы по обустройству были приостановлены. Исследование территории – установка эксплуатационной колонны и устройство скважины – было возобновлено только в 2009 году. В 2013 году сменился собственник Пайяхского месторождения нефти: компания «Пайяха», которая ранее занималась исследованием участка, была поглощена «Независимой нефтегазовой компанией» (позже переименована в АО «Нефтегазхолдинг»).

Арктические земли Таймыра – одни из самых перспективных нефтегазовых регионов России и крупнейшие по запасам нефти. По данным компании «Нефтегазхолдинг», ресурсная база месторождений составляет более 1 млрд тонн. Ежегодно на Пайяхском месторождении планируется добывать до 26 млн тонн нефти. При этом потенциал роста уровней добычи в компании оценивают в 50 млн тонн нефти в год. Оншорное – «в пределах берега» – расположение Пайяхской группы месторождений в отличие от шельфовых проектов дает ряд преимуществ в освоении территории. К примеру, возможности заброски грузов по воздуху через расположенные в регионе аэропорты Диксон, Игарка и Алыкель (Норильск) – это позволит обеспечить круглогодичный завоз оборудования и вахтовиков. Работа на суше напрямую влияет и на более низкую себестоимость добычи: нет необходимости тратиться на дорогостоящие буровые платформы, подводные трубопроводы и суда обеспечения. Как результат — более простые технологии, логистические и иные затраты, а также меньшая опасность для окружающей среды.

Арктические земли Таймыра – одни из самых перспективных нефтегазовых регионов России и крупнейшие по запасам нефти

Реализация масштабного проекта повлечет создание на территории освоения необходимой инфраструктуры – дорог и коммуникаций, объектов генерации, линий электропередачи. Кроме того, ожидается, что проект может создать более 20 тыс. рабочих мест. Управляющий офис планируется разместить в Дудинке, в его работе будут задействованы более 700 человек.

На сегодня на Таймыре уже пробурены 11 скважин, начаты проектно­изыскательские работы. Разработку проектной документации планируется завершить к концу 2019 года. По планам строительство основной инфраструктуры начнется в 2020 году, начало добычи нефти намечено на 2024 год, а выход на пиковую мощность – к 2030 году. Для того, чтобы получить первую промышленную нефть, в проект нужно вложить как минимум $5 млрд. Искать инвесторов и структурировать проект будет российское подразделение банка Intesa Sanpaulo. Соответствующее соглашение было подписано на Евразийском форуме в Вероне.

По Северному морскому пути

Освоение группы Пайяхских месторождений – один из флагманских проектов, реализуемых в рамках комплексного инвестиционного плана (КИП) «Енисейская Сибирь». Соглашение о сотрудничестве при реализации проекта на площадке Красноярского экономического форума – 2019 подписали председатель Правительства Красноярского края Юрий Лапшин и вице-президент АО «Нефтегазхолдинг» Рустам Кажаров. «В свое время старт масштабным проектам освоения нефтеносных месторождений на севере края был дан именно на КЭФ. И сейчас мы имеем одно из крупнейших месторождений России – Ванкорское. Оно освоено, работает и выдает продукцию. В целом вся нефтедобывающая отрасль Красноярского края выдает около 24 млн тонн нефти. Пайяхский проект предполагает добычу нефти практически в тех же объемах, то есть его результатом должно стать практически удвоение нефтедобычи на территории края», – отметил Юрий Лапшин.

Реализация инвестиционного проекта решает одну из задач, поставленных Президентом России в части увеличения грузопотока по Северному морскому пути (СМП) и развития арк­тических территорий. Нефть планируется перевозить через бухту Север, в том числе в Мурманск, Архангельск и Роттердам. Расположение бухты Север у трассы Северного морского пути дает экспортные преимущества против нефтепроводов как по «западному маршруту» – Роттердам и порты США, так и по «восточному» – Китай, Япония, Южная Корея. Во-первых, Таймыр расположен на равном расстоянии как от Западной Европы, так и от портов Дальнего Востока; во-вторых, СМП на 7–8 суток быстрее действующих судоходных маршрутов.

Освоение «Пайяхи» может быть увязано с месторождениями Ванкорского кластера «Роснефти» – и стать одним из элементов арктического кластера на Таймыре. Идею о его создании высказал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Перенаправив по Севморпути нефть с Сузунского, Тагульского и Лодочного месторождений, находящихся на севере Восточной Сибири, нефтекомпания планирует внести вклад в обеспечение загрузки СМП. Запасы этих месторождений оцениваются в 500 млн тонн, а планируемая добыча — 22–24 млн тонн в год. Для синергии проектов «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» потребуется построить около 600 км трубопровода мощностью 25–50 млн тонн нефти в год до бухты Север. Отметим, что к 2024 году в соответствии с указом президента, грузопоток Севморпути должен достичь 80 млн тонн.

Кроме того, проект освоение группы Пайяхских месторождений в полной мере соответствует приоритетам Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года в части развития новых минерально-сырьевых центров с отсутствующей на текущий момент инфраструктурой, вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов нефти и активного привлечения частных инвестиций.

Рекомендуем