Угольный холдинг «Коулстар» создаст собственного ж/д-оператора

текст: Наталья Шварц, фото: coalstar.ru

Расположенное в Хакасии Бейское каменноугольное месторождение – самое перспективное по запасам высококачественного энергетического угля в России.

Расположенное в Хакасии Бейское каменноугольное месторождение – самое перспективное по запасам высококачественного энергетического угля в России. Месторождение осваивает ряд игроков, в том числе угольный холдинг «Коулстар».
В планах компании параллельно с освоением участков угледобычи начать развитие транспортной инфраструктуры.

«Коулстар» – относительно новый игрок на рынке угледобычи России: компания была создана в октябре 2017 года. «Коулстар» подконтролен главе «Независимой нефтегазовой компании» Эдуарду Худайнатову – владеет 60% акций, в числе совладельцев — экс-министр природы Хакасии Борис Варшавский и бизнесмен Александр Бородаев, у каждого из которых по 20% акций. Ключевой актив компании – разрез Майрыхский, расположенный на территории Бейского каменноугольного месторождения в Хакасии. Каменноугольное месторождение считается самым перспективным по запасам высококачественного энергетического угля в России. Общие запасы месторождения оцениваются почти в 5 млрд тонн, а на его базе создан крупнейший промышленный проект Республики Хакасия – Бейский угольный кластер.

Участок Майрыхский расположен в южной части Минусинского бассейна на правом берегу реки Абакан. Горные работы на разрезе были начаты в 2015 году – его запасы оцениваются в 220 млн тонн, мощность – 3 млн тонн в год (работы вела «УК «Разрез Майрыхский», позже вошедшая в «Коулстар»). В мае 2017 года разрез выдал на-гора первый миллион тонн угля. Фактический объем производства за этот же год составил 1,8 млн тонн угля, что в четыре раза больше показателей 2016-го. Годовой объем производства по итогам 2018 года составил 3,1 млн тонн. План добычи на 2019 год – 6 млн тонн. 90% угля разреза майрыхский идет в Европу, Турцию и Азию.

В 2019 году «Коулстар» также получила 20-летнюю лицензию на разведку и добычу угля на участке Бейский-Западный Бейского каменноугольного месторождения. Общая площадь участка составляет 97,5 кв. км, балансовые запасы превышают 1 млрд 134 млн тонн. Срок отработки участки открытым способом – 34 года. Первые два года компания будет заниматься опытно-промышленной разработкой участка. В реализацию проекта «Коулстар» намерен инвестировать более 50 млрд рублей, из которых более 1,5 млрд рублей – вложения в объекты природоохранного назначения. В рамках проекта будет создано более 3 000 рабочих мест.

Ввод в эксплуатацию участка Бейский-Западный намечен на 2027 год, к этому моменту совокупные ежегодные объемы добычи принадлежащих компании «Коулстар» участков должны достичь объема 30 млн тонн. В марте 2019 года «Коулстар» вошла в «Корпорацию развития Енисейской Сибири» – советующее соглашение было подписано на площадке Красноярского экономического форума.

Рост объемов добычи подстегнет развитие инфраструктуры

Масштабные перспективы освоения Бейского месторождения невозможны без развития транспортной инфраструктуры. Поэтому параллельно с развитием участков угледобычи компания «Коулстар» реализует два инфраструктурных проекта. Первый – проект строительства железнодорожного перехода от месторождения к станциям со строительством железнодорожного моста. Предполагаемая стоимость проекта 6,2 млрд рублей. Сроки реализации – 2019–2021 гг.

Второй проект призван обеспечить стабильную отгрузку и транспортировку угля с Бейского месторождения. Он предполагает создание в регионе собственного железнодорожного оператора угледобывающей компании с целью обеспечить бесперебойную отгрузку угля с Бейского месторождения. Старт проекта намечен на 2022 год – в течение 5 лет компания «Коулстар» планирует вложить в него 51 млрд рублей.

Ж/д-оператора планируется оснастить инновационными вагонами с повышенной грузоподъемностью – до 75–78 тонн, что на 10% превышает грузоподъемность обычного вагона. Таким образом, парк оператора может насчитывать порядка 15 тысяч инновационных вагонов Тихвинского завода (сейчас ТВСЗ производит около 19 тысяч вагонов в год).

В марте 2019 года «Коулстар» вошла в «Корпорацию развития Енисейской Сибири» – советующее соглашение было подписано на площадке КЭФ.

Серьезным импульсом к освоению входящих в компанию «Коулстар» разрезов, как и к дальнейшему развитию угольной отрасли в Хакасии должна стать инвестпрограмма по развитию железнодорожной инфраструктуры Республики Хакасия. Меморандум о развитии системы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в республике был подписан на КЭФ-2018. Подписи под рассчитанным на 2018–2023 гг. документом поставили начальник Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», председатель Правительства Республики Хакасии и руководители ведущих промышленных предприятий Хакасии. Документ закрепляет комплексный подход к развитию железнодорожной инфраструктуры региона в области как магистрального, так и промышленного железнодорожного транспорта. По итогам 2017 года погрузка предприятий республики составила 21,2 млн тонн: вклад промышленных предприятий Хакасии в общий прирост погрузки КрЖД – 62%. Драйвер роста – угледобывающая отрасль: на уголь приходится 88% грузов, отправляемых из Хакасии по железной дороге.

Чтобы обеспечить бесперебойный вывоз массовых грузов, в ближайшие несколько лет на развитие железнодорожной инфраструктуры в Хакасии планируется направить более 28 млрд руб. В том числе более 19 млрд руб. – средства ОАО «РЖД», которые пойдут на строительство вторых путей и двухпутных вставок на 7 перегонах, ограничивающих пропускные способности Красноярской магистрали. Вложения промышленных предприятий – порядка 9 млрд руб. – будут направлены на развитие инфраструктуры углепогрузочных станций.

Рекомендуем