Угольная промышленность России – смена полюсов

текст: Филипп Афанасьев, фото: tepk-invest.ru

На август 2019 года намечено начало строительства железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино.

На август 2019 года намечено начало строительства железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино. Запуск линии решит масштабную проблему доступа и освоения Элегестского угольного месторождения в Тыве. Этот проект – один из примеров нового вектора развития угольной промышленности России, который медленно, но верно смещается в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.

Соглашение о совместной реализации проекта «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино между ОАО «Российские железные дороги» и АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (АО «ТЭПК «Кызыл–Курагино») было заключено на Петербургском экономическом форуме в 2017 году. В соответствии с договоренностями АО «ТЭПК» и ЗАО «Лидер» инвестируют в проект 28,9 млрд руб., оставшиеся средства планируется привлечь за счет инфраструктурных облигаций. Концессионное соглашение, которое дает разрешение на привлечение част­ных инвестиций для строительства железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино, подписано 17 мая 2018 года между АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино» и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор). Инвестиции в проект составят порядка 126,6 млрд руб. (без НДС, в ценах 2017 года), срок строительства оценивается в 4,5 года.

Генеральным подрядчиком строительства железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино выступит ОАО «Российские железные дороги». ОАО «РЖД» может привлечь к работе зарекомендовавшие себя на строительстве обхода Украины железнодорожные войска. Проект возведения магистрали, связывающей Тыву с Красноярским краем и железнодорожной сетью России, реализуется с 2011 года. Однако из-за финансовых проблем за это время построен только один километр дороги.

Протяженность новой однопутной линии составит 410 км. Строительство будет вестись в гористой местности, что потребует прокладки 8 тоннелей общей длиной 11 км, возведения 127 мостов протяженностью около 16 км. Движение поездов будет осуществляться на тепловозной тяге. Пропускная способность линии запланирована на уровне 19 пар поездов в сутки. Это позволит обеспечить вывоз концентрата коксующегося угля с Элегестского месторождения в объеме 15 млн тонн в год.

Строительство линии будет идти одновременно с возведением угольного терминала в районе мыса Бурный и созданием обогатительной фабрики на Элегестскогом месторождении. Сроки ввода в эксплуатацию всех объектов синхронизированы. Завершение строительства линии Элегест – Кызыл – Курагино запланировано на 2023 год.

Импульс к развитию Элегестского месторождения

Линия Кызыл – Курагино станет первой железной дорогой в Тыве. Реализация инфраструктурного проекта решит масштабную проблему доступа к Элегестскому угольному месторождению.

Элегестское угольное месторождение расположено в центре Республики Тыва вдоль левого притока Енисея – реки Элегест – в центре Кызыльско-Ээрбекской мульды. Месторождение обладает запасами около 1 млрд тонн коксующегося угля дефицитной марки Ж. 80% запасов находится в одном пласте толщиной 6,4 м.

Полная загрузка производственных мощностей предполагает добычу и обогащение 17,6 миллионов тонн рядового угля в год и производство 15 миллионов тонн концентрата. Выручка по Элегестскому месторождению будет формироваться путем реализации товарной продукции в объемах, предусмотренных технологическими характеристиками. Более 80% продукции Элегестского месторождения – коксующийся уголь – будет приходиться на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Ключевой компонент логистики проекта, который и обеспечит экспорт угля в АТР – угольный портовый терминал в морском порту Ванино Хабаровского края. Энергетический уголь будет продаваться преимущественно российским потребителям – его планируют сбывать в необогащенном виде.

Проект строительства железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке тесно увязан с проектом освоения минерально-сырьевой базы Республики Тыва, где сконцентрированы все запасы коксующихся марок угля Восточной Сибири. Помимо освоения Элегестского месторождения, проект также включает освоение Межегейского месторождения, участка «Центральный» Улуг-Хемского угольного бассейна, а также освоение Каа-Хемского и Чаданского месторождений. В результате реализации проектов будут созданы новые рабочие места, а налоговые поступления в федеральный и местные бюджеты Тывы могут составить 17 млрд рублей.

Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке с целью освоения удаленных угольных месторождений – один из ярких примеров реализации программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Особый акцент в ней сделан на формирование новых центров добычи угля, в результате чего произойдет смещение угольной отрасли в восточном направлении страны. При этом доля Восточной Сибири в добыче угля должна возрасти с 23,7 до 34%, Дальнего Востока – c 9,7 до 15,2%.

В рамках стратегии основными центрами реализации инвестиционных проектов развития угольной отрасли до 2030 года на востоке страны станут Республика Тыва (освоение Элегестского и Межегейского месторождений, участка «Центральный» западной части Улуг-Хемского угольного бассейна, освоение Каа-Хемского и Чаданского месторождений); Забайкальский край (разработка месторождения угля Чикойской впадины, Апсатского месторождения и др.); Республика Саха (Якутия) (Эльгинское месторождение и другие месторождения угля Южной Якутии (Чульмаканское, Денисовское)); Амурская область (комплексное освоение Сугодинско-Огоджинского угольного месторождения, Ерковецкого буроугольного месторождения и др.).

Восточная Сибирь и Дальний Восток – новый вектор развития угледобычи

Приоритетные направления развития угольной промышленности России связаны не просто с созданием новых центров угледобычи в географическом восточном направлении, но прежде всего с реализацией крупных инфраструктурных инвестиционных проектов, включая модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с усилением пропускных и провозных способностей; развитие морской портовой инфраструктуры Дальнего Востока; создание минерально-сырьевых, энерготехнологических, горно-металлургических и углехимических кластеров в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Речь идет в том числе о находящемся в Якутии Эльгинском проекте «Мечела» с запасами свыше 2 миллиардов тонн и проекте «Колмара» с запасами свыше 1 миллиарда тонн (месторождения Денисовское и Чульмаканское), а также Элегестском угольном месторождении в Тыве с запасами 1 миллиард тонн коксующегося угля.

Якутия. Эльгинское угольное месторождение. Эльгинское угольное месторождение – одно из крупнейших в мире месторождений высококачественного коксующегося угля дефицитных марок. Лицензия на разработку северо-западного участка Эльгинского месторождения принадлежит ПАО «Мечел». Реализация проекта рассчитана на три этапа, с увеличением объемов добычи к 2023 году до 29,7 миллионов тонн. При выходе на проектную мощность будет создано более 7 000 новых рабочих мест.

В составе проекта: Эльгинский ГОК проектной мощностью 28–30 миллионов тонн (2017–2019 годы); сезонная обогатительная фабрика производительностью 1,5 миллиона тонн/год (введена в эксплуатацию, проведена модернизация до 2,7 миллионов т/год); железнодорожный подъездной путь Улак-Эльга протяженностью 335 километров; притрассовая автомобильная дорога от станции Улак до Эльгинского месторождения (полностью построена); вахтовый поселок численностью до 3 000 человек; ПС Эльгауголь (220/110/35кВ) и ВЛ-220 кВ «Призейская – ПС Эльгауголь».

Благодаря своей геологической структуре, позволяющей вести добычу угля открытым способом, и удобному географическому положению, в частности – короткому транспортному плечу до Японии, Китая и Кореи, Эльгинское месторождение является одним из самых эффективных в мире с точки зрения себестоимости добычи. В качестве перспективных направлений для экспорта рассматриваются Япония, Республика Корея, Вьетнам, КНР, а также Индия, Малайзия, Таиланд и другие страны азиатского региона.

Якутия. ГОК «Денисовский» и ГОК «Инаглинский». Группа «Колмар» развивает проект строительства двух крупных горно-обогатительных комплексов. ГОК «Денисовский» включает две шахты – «Денисовская-Центральная» и «Восточная Денисовская» (как единый комплекс соединенных друг с другом под землей), карьер «Восточная-Денисовская» (подручейная зона) и горно-обогатительную фабрику «Денисовская». Проект «Строительство ГОК «Инаглинский» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока.

По расчетам компании «Колмар» «Инаглинский» и «Денисовский» горно-обогатительные комбинаты (проектная мощность 6,5 миллиона тонн и 6 миллионов тонн соответственно) должны совокупно добывать свыше 14 миллионов тонн угля.

Тыва. Межегейское месторождение. «Межегейуголь» – один из самых современных в России угледобывающих комплексов: на нем используются новейшая техника и технологии добычи. Лицензией на разработку двух участков Улуг-Хемского угольного бассейна Тывы с суммарными запасами 782,5 миллионов тонн коксующегося угля марки «Ж» владеет ЕВРАЗ. Работы по строительству шахты начались в 2011 году. Общая сумма капиталовложений ЕВРАЗа составила около 200 миллионов долларов.

Сценарии для сторожил отрасли

Очевидно, что новые только развивающиеся игроки российского рынка угледобычи имеют ряд неоспоримых преимуществ перед старожилами отрасли. Это и марочный состав, высокое качество и объем запасов угля, а также доступность части запасов, в том числе коксующегося угля, для отработки открытым способом – он намного дешевле, эффективнее и безопаснее шахтного. Новые угледобывающие и перерабатывающие предприятия создаются с нуля с учетом новейших научно-технических достижений в сфере горного дела и горного машиностроения, а также с использованием современных технических и технологических решений.

Еще одно преимущество – географическая близость угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока к перспективному рынку стран АТР. Причем географический фактор подкрепляется реализацией больших инфраструктурных проектов с привлечением бюджетных средств и частного капитала по развитию железнодорожной сети в восточном направлении и портовых мощностей для перевалки угля на Дальнем Востоке. В совокупности эти факторы способны дать серьезный экономический эффект для компаний-разработчиков месторождений: более низкую себестоимость добычи угля и производства угольного концентрата, снижение затрат на транспортировку угольной продукции по железной дороге – как следствие, повышение рентабельности угольного бизнеса.

В свете активного развития на востоке России новых угольных центров и усиления рыночной конкуренции при неизменной волатильности конъюнктуры рынка, встает вопрос о будущем текущих лидеров угледобычи страны, работающих, в первую очередь, на территории Кузбасса. Эксперты отрасли говорят о двух, наиболее вероятных и взаимодополняющих сценариях развития.

Первый сценарий предполагает дальнейшее комплексное освоение кузбасскими производителями угля внутрироссийского (прежде всего сибирского) рынка энергоресурсов, в том числе за счет расширения присутствия твердого топлива в сегменте малой энергетики и жилищно-коммунальном комплексе. В частности, угольные компании будут расширять свое взаимодействие с конечным потребителем угля – заниматься реализацией своей продукции в том числе на розничном рынке.

Второй сценарий будущего предполагает организацию в Кемеровской области масштабного центра глубокой переработки угля. Инновационное развитие угольной отрасли региона в контексте глобальных тенденций связано прежде всего с созданием и применением технологий комплексной переработки угля и снижением экологических рисков. При этом технологическая модернизация угольной промышленности невозможна без внедрения инноваций в отечественном машиностроении. В частности, в производстве горнодобывающей техники, полувагонов, оборудования для углехимической отрасли, а также железнодорожной инфраструктуре.

Рекомендуем