Вадим Владимиров: «Уходящий год стал рекордным по грузоперевозкам»

текст и фото: ОАО «РЖД»

О достижениях, перспективах и планах жураналу «ВЕСТСНАБ» рассказал начальник КрасЖД Вадим Владимиров.

Красноярская железная дорога  подвела итоги 2018 года. О достижениях, перспективах и планах жураналу «ВЕСТСНАБ» рассказал начальник КрасЖД Вадим Владимиров.

Вадим Владимирович, с точки зрения экономики, внешнеполитических факторов это был непростой год. Как чувствовала себя Красноярская железная дорога, все ли намеченное развивалось как по рельсам?

Сразу скажу, что о каком-либо замедлении темпов развития нет и речи. По итогам года объемы грузоперевозок Красноярской дороги превысили 84,4 млн тонн. Это самый высокий результат за 10 лет.

Серьезный рывок в части отправления грузов обеспечила нам угледобывающая промышленность. Перевозки твердого топлива за 2018 год повысились на 7,9% по сравнению с прошлым годом. Эта отрасль остается драйвером региональной экономики.

Перевозки нефти и нефтепродуктов в 2018 году, по сравнению с прошлым годом, также увеличились на 8,5%. Этому способствовало начало погрузки ООО «НТ-Сервис» сырой нефти с Уярского нефтеналивного терминала (станция Уяр) на Коченевский нефтеперерабатывающий завод (Новосибирская область).

За счет увеличения мощности Абазинского рудника в Хакасии более чем на 40% выросли перевозки железной руды. Рост по цветной руде обеспечили дополнительные объемы поставок нефелиновых руд на Ачинский глиноземный комбинат.

Кроме того, существенно нарастили поставки зерна на экспорт аграрии Красноярского края. В результате, погрузка зерновых выросла на 36%.

Неплохую динамику показали и предприятия лесной отрасли. Как тенденцию можно отметить, что в регионе существенно снижаются процент отправки круглого леса. Сегодня мы везем, в основном, товары деревопереработки. Например, перевозим по карабульской ветке (направление Карабула – Решоты), продукцию чисто российского производства – пеллеты.

В связи с этим, как выглядит инвестиционная программа Красноярской железной дороги?

Средства на развитие инфраструктуры направляются очень значительные. Достаточно сказать, что в этом году объем инвестиционной программы Красноярской дороги составляет 24,7 млрд рублей, в два раза больше, чем году предыдущем.

Из них 5, 9 млрд рублей вложены в развитие южного хода Междуреченск – Тайшет. В программу входят строительство вторых путей и двухпутных вставок на 12 перегонах, второго Джебского тоннеля и вторых путей на участке Джебь – Щетинкино, усиление устройств электроснабжения на всем протяжении от Абакана до Саянской.

Это приоритетный инвестпроект, поскольку именно на южном ходу на протяжении последних лет стабильно растут объемы грузоперевозок. По линии осуществляется вывоз экспортной продукции предприятий Хакасии и юга Красноярского края в восточном направлении. Кроме того, она обеспечивает пропуск транзитных угольных поездов из Кузбасса.

Проект «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет» стартовал в 2009 году, а завершить все работы необходимо в следующем году.

Сегодня южный ход включили и в инвестиционную программу по модернизации БАМа и Транссиба, поскольку возможности его восточного вектора (от Саянской до Тайшета) уже на пределе.

Также, в рамках реализации инвестиционной программы «Развитие железнодорожной инфраструктуры для вывоза перспективного объема грузов из Кузбасса», добавлены инвестиции на увеличение пропускной способности западного направления Артышта-Междуреченск-Тайшет. В текущем году в рамках этого проекта выделено 840,9 млн рублей.

У ОАО «РЖД» есть долгосрочная программа развития на период до 2025 года, а у ваших партнеров?

Все наши крупные грузоотправители также имеют свою долгосрочную программу развития, что дает нам возможность прогнозировать свою работу, и заранее готовиться к увеличению объемов перевозок. Во-первых, к этому приведет промышленное освоение ресурсной базы в Республике Хакасии. Уже через пять лет новый Майрыхский разрез Бейского месторождения планирует нарастить объемы погрузки твердого топлива до 25 млн тонн в год. Кроме того, в Красноярском крае компания «СУЭК Красноярск» планирует развитие Бородинского разреза, с увеличением перевозки угля железнодорожным транспортом до 25 млн тонн.

К 2023 году ожидается завершение комплексного инвестиционного проекта «Элегест – Кызыл – Курагино» в рамках концессионного соглашения Правительства РФ и АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино». Проект включает в себя четыре объекта: развитие Элегестского угольного месторождения, строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино, морского терминала в порту Ванино и электростанции в Республике Тыва. Это создаст условия более интенсивного освоения угольных месторождений в регионе, обеспечив выход на общую транспортную сеть железных дорог дополнительного груза – коксующегося угля в объеме до 15 млн тонн в год.

Следующей точкой роста грузовой базы являются перспективные планы предприятий лесопромышленного комплекса Красноярского края: завершение инвестпроектов по увеличению выпуска пиломатериалов и пеллет, строительство двух целлюлозно-бумажных комбинатов с суммарной проектной мощностью 1,7 млн тонн к 2022 году. Основным рынком сбыта будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Надо учитывать на перспективу и завершение строительства Богучанского алюминиевого завода в Красноярском крае, с выходом на полную мощность 0,58 млн тонн готовой продукции к 2025 году.

С учетом всего этого, если посмотреть на карту Красноярской дороги, какие направления Вы можете назвать новыми «точками роста»?

В первую очередь, как это ни парадоксально звучит, такими точками роста являются наши тупиковые ветки, – линии Ачинск – Лесосибирск и Решоты – Карабула. Это два направления, где сосредоточены крупнейшие лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия Красноярского края. Те перспективные грузы лесной промышленности, о которых я говорил ранее, предстоит принять именно веткам Ачинск – Лесосибирск и Решоты – Карабула. Поэтому уже сегодня им уделяется огромное внимание.

В качестве примера приведу нашу северную станцию Лесосибирск. Еще в 2015 году суммарная грузовая работа, то есть погрузка и выгрузка, была здесь на уровне 2,3 млн тонн. В 2018 году это уже на пол миллиона больше. А к 2025 году общий грузооборот станции прогнозируется в объеме 3,3 млн тонн. Так вот, на станции, через которую идет огромное количество лесной продукции, стрелки до недавнего времени переводились в ручном режиме. Сегодня мы завершили ее автоматизацию, управление станцией осуществляется теперь дистанционно. Это заметно повышает ее перерабатывающую способность, – до 620 вагонов в сутки. А значит, возрастут скорость подачи и отправления поездов.

В Карабуле, где также идет активное развитие предприятий лесоперерабатывающей промышленности, мы планируем открытие таможенного поста. Дополнительная грузовая база создается там за счет наращивания объемов экспортного производства и отправления пиломатериалов в контейнерах компаниями «Краслесинвест» и «Богучанский ЛПК». Мы разработали технологию вождения на карабульском и лесосибирском направлениях тяжеловесных поездов весом 5600 тонн мощными тепловозами серии 3ТЭ10. Один такой локомотив уже получили, еще два ожидаем. Это еще одна возможность для ускорения доставки грузов.

Понятно, что долгосрочное развитие и большие инвестиционные программы связаны с курсом на клиентоориентированность, который последовательно проводит КрасЖД. Что нового предлагает сегодня компания в этом плане?

Ориентированность на запросы клиентов – одно из основных направлений работы всего холдинга РЖД. На Красноярской дороге уже год работает Центр продажи услуг, который предоставляет компаниям транспортные услуги по принципу одного окна. Предприниматели могут в самые короткие сроки получить услуги перевозки, воспользоваться терминалами и погрузочными ресурсами КрасЖД, помощью в оформлении таможенных документов. Для каждого разрабатывается индивидуальная транспортно-логистическая карта доставки груза.

В течение года мы продолжали оказывать услугу отправления грузовых поездов по расписанию – она сегодня предлагается по 33 направлениям. Востребована и услуга «Грузовой экспресс». Отправлено уже 23 лесных экспресса с пиломатериалами. Кроме того, мы начали осуществлять перевозку зерна в контейнерах, в специальной таре в крытых вагонах, поскольку в связи с ростом спроса на доставку таких грузов возник дефицит специализированных вагонов-зерновозов. В этом году приняли решение открыть для грузовых операций техническую станцию Кан-2. Данное решение позволит одному из крупнейших отправителей зерна в Красноярском крае – СПК «Успех», – ускорить погрузку и снизить транспортные издержки. Словом, мы не только создаем новые виды услуг, но стараемся идти навстречу компаниям, принимая грузы даже там, где для этого раньше не было условий.

Одна из задач развития железнодорожного сообщения в России состоит в том, чтобы повысить скорость движения поездов. Успешной ли была работа в этом направлении?

Да. Мы успешно развиваем движение грузовых составов на так называемом удлиненном плече. К примеру, перегон от Красноярска до Мариинска в 500 км одна локомотивная бригада сегодня преодолевает без остановки. Раньше она менялась дважды, в Ачинске и Боготоле. Сквозная технология вождения позволяет ускорить движение каждого поезда на 3–4 часа.

Как чувствует себя «Городская электричка», и в целом, – что делает дорога к Универсиаде?

Универсиада станет для железнодорожников настоящим экзаменом. На соревнования приедут около 200 тысяч человек. Прибытие зрителей и участников ожидается из 11 городов России. И часть из них воспользуется для путешествий нашими поездами. Конечно, мы готовимся к этому событию. Занимаемся техническим перевооружением вокзального комплекса станции Красноярск. Здесь будут внедрены централизованная система информирования, обновится система безопасности, появятся электронная очередь и необходимая инфраструктура для маломобильных пассажиров.

Компания активно участвует и в благоустройстве Красноярска к Играм. Сделана новая архитектурно-художественная подсветка наших зданий в историческом центре города, завершается монтаж новой иллюминации на железнодорожном мосту через Енисей.

Что касается проекта «Городская электричка», – весь внутригородской маршрут электропоездов увязан с ключевыми спортивными объектами Игр. Для этого мы существенно увеличили количество остановок внутри Красноярска.

В декабре, например, запущена платформа Бобровый лог. Это уже третья новая пассажирская платформа, построенная ОАО «РЖД» в Красноярске в текущем году. Всего же за четыре года введены в эксплуатацию семь новых городских остановочных пунктов, – Бобровый лог, Тихие Зори, Калинина, Белые росы, Железнодорожная больница, Северное шоссе, Водопьяново.

К марту планируем также существенно обновить парк поездов: на городских маршрутах будут курсировать шесть новых комфортных составов. Всего же в период соревнований планируется ежедневно дополнительно задействовать в перевозках 20 электропоездов. Мы сможем значительно уменьшить интервал движения: по сути, электричка станет наземным метро. Расписание будет формироваться совместно с Дирекцией Универсиады, с учетом времени проведения соревнований.

При этом все, что проект «Городская электричка» получит к Универсиаде, будет работать и по ее окончании. Полагаю, многие красноярцы оценят его преимущества. По сути, сейчас мы формируем новые современные стандарты общественного транспорта Красноярска, которые будут развиваться в ближайшем будущем.

Рекомендуем