Кузбасс почувствовал падение мировых цен на уголь

текст: Станислав Петров, фото: depositphotos.com

Из-за временной приостановки добычи угля в Кузбассе отправлено в вынужденные отпуска около двух тысяч работников.

Причиной остановки послужило падение мировых цен на уголь и сложности с отгрузкой в восточном направлении.

Областной департамент угольной промышленности сообщил, что сейчас во внеплановых отпусках и простое находится около двух тысяч человек. Больше всего – в шахтоуправлении «Талдинское-Южное» ООО УК «Талдинская» в Прокопьевском районе (622 человека), ООО «Краснобродский Южный» (225) и ООО «Разрез Талдинский Западный» ГК «ТалТэк» (63 человека).

Несмотря на снижение объемов добычи, информации о возможном сокращении кадров пока нет. Крупные отраслевые холдинги сообщают, что работают практически в обычном режиме, вкладывают средства в развитие и от намеченных планов отступать не намерены.

Одна из крупных компаний, заявлявшая в начале 2019 года о намерении увеличить добычу на 2 млн тонн, не планирует отправлять горняков в вынужденные отпуска. Годовые планы остаются неизменными, а корректируются лишь планы по энергетическому углю в соответствии с ситуацией, складывающейся на мировом рынке.

Экономическая ситуация, в которой оказалась угольная отрасль региона, не может не вызывать тревогу. И оно заставляет действовать решительно. Прежде всего – в плане взаимодействия с железнодорожниками. Ведь именно на увеличение объемов отгрузки на фоне падения рыночных цен возлагались надежды. И низкая пропускная способность транспортной сети в восточном направлении сегодня усугубляет ситуацию.

Для ее стабилизации власти Кузбасса ранее направили руководству Российских железных дорог (РЖД) письмо с просьбой рассмотреть возможность временного снижения ставки на привлечение вагонного парка и установить скидки на тарифы в наиболее востребованных направлениях на период снижения рыночных цен. Сегодня средние цены на энергетический уголь соответствуют уровню лета 2016 года.

Учитывая рост транспортных затрат, это делает поставки российских компаний убыточными. Для большинства марок углей, отгружаемых из Кузбасса на запад, транспортная составляющая в апреле 2019-го достигла 70 процентов стоимости топлива. При этом за три последних года суточная ставка за предоставление вагонов операторами подвижного состава выросла вдвое».

Доля поставляемого на экспорт кузбасского угля занимает в общем объеме отгрузки черного золота по российским железным дорогам не менее шестидесяти процентов. При этом программа развития путей на 2019 год предусматривает увеличение отгрузки в восточном направлении на 1,2 процента, на северо-западном – на 1,9, на южном – на полтора процента.

В конце июля железнодорожники сделали шаг навстречу угольщикам, временно снизив цены на перевозку энергетического угля за счет отмены экспортной надбавки. Скорректированы тарифы на перевозки в сторону юга – к припортовым станциям Северо-Кавказской железной дороги. Там сейчас есть резервы пропускной способности, в отличие от Восточного полигона, который перегружен еще и из-за плановых ремонтных работ. О последних угольщиков, к слову, предупреждали заранее.

Цель этих работ – увеличение пропускной способности дорожной инфраструктуры. Благодаря чему уже в сентябре 2019-го, по данным правительства Кемеровской области, объемы перевозок каменного угля в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока могут увеличиться. Причем так, что по итогам года прирост составит три процента к 2018-му.

Пока же в отраслевом департаменте сообщили: угольщики возобновят работу в полном объеме, когда железнодорожное ведомство удовлетворит просьбу о снижении тарифов либо увеличится стоимость добываемого сырья. Кроме того, добывающие компании должны тщательно анализировать планы своего развития, изыскивать дополнительные ресурсы и плотнее взаимодействовать с операторскими и стивидорными компаниями.

Рекомендуем