Угольная отрасль России в ожидании рекордной добычи

текст: Кристина Симонова, фото: www.kremlin.ru, www.suek.ru

К 2035 году в России ежегодно будут добывать от 550–670 млн тонн угля, что на четверть больше, чем фактический уровень добычи в 2018 году.

К 2035 году в России ежегодно будут добывать от 550–670 млн тонн угля, что на четверть больше, чем фактический уровень добычи в 2018 году. Такие оценки дал глава Минэнерго РФ Александр Новак на встрече президента с губернаторами угледобывающих регионов. Большую часть этих объемов планируется экспортировать в страны АТР.

Скорректированная программа развития угольной отрасли до 2035 года – ключевая часть доклада, представленного главой Минэнерго РФ Александром Новаком на встрече Владимира Путина с губернаторами угледобывающих регионов. Перед тем, как перейти к плановым показателям, Александр Новак подробно рассказал о текущем положении отрасли.

За последние десять лет объем добычи российского угля вырос более чем на 30% – до 440 млн тонн. Это на 42 млн тонн выше, чем планировалось при утверждении программы развития угольной отрасли на период до 2030 года. В 2,5 раза вырос объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий, введено порядка 300 млн тонн новых мощностей по добыче угля. Важный показатель – расширение географии работы. «Построены новые и наращиваются действующие мощности угольных терминалов в российских портах Дальнего Востока, в Азово‑Черноморском бассейне, началось строительство в Арктическом бассейне. В угольных бассейнах также ведется оптимизация шахтного и карьерного фондов с ликвидацией неэффективных угледобывающих мощностей», – сказал министр энергетики РФ.

На сегодня угольная промышленность России представлена 58 шахтами и 133 разрезами, почти половина из которых введена после 2000 года. Растет присутствие российских угольных компаний на международном рынке. Увеличение экспорта, в свою очередь, приводит к развитию транспортной инфраструктуры. «С целью развития Восточного полигона сети железных дорог в соответствии с протоколом Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно‑энергетического комплекса были приняты решения по ускорению реализации проектов долгосрочной программы развития РЖД по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, а также портовой инфраструктуры с учетом синхронизации сроков их ввода со сроками ввода угледобывающих мощностей», – уточнил Александр Новак.

Совокупность факторов позволила России усилить свои позиции на международной арене: за последние 10 лет доля РФ в мировой торговле углем выросла с 9 до 14% – это третье место в мире после Австралии и Индонезии.

Отдельно глава Минэнерго остановился на показателях уровня производственного травматизма на предприятиях отрасли: «Активно внедряется система управления промышленной безопасностью и охраной труда, в том числе и новые современные цифровые технологии по системам наблюдения, оповещения и поиску людей, и это привело к своим положительным результатам. За период с 2008 по 2018 год уровень смертельного травматизма снижен с 0,19 до 0,04, то есть почти в пять раз, на миллион тонн добычи угля».

Рост объемов добычи до 2035 года – от 25 до 52%

Скорректированная программа развития угольной отрасли до 2035 года предполагает два сценария – оба с увеличение добычи с сегодняшних 440 млн тонн до 550 млн или же 670 млн тонн. Различия в прогнозах зависят от двух прогнозируемых «переменных» – потребление угля в электроэнергетике и в жилищно‑коммунальном хозяйстве. «На внутреннем рынке есть два варианта: сохранение на текущем уровне, как это происходит последние десять лет, либо рост почти на 30 миллионов тонн увеличения потребления с учетом программы развития электроэнергетики и развития, в том числе угольной генерации. Особенно это касается дальневосточных регионов. Также учитываем оценку конъюнктуры мировых рынков, волатильность цен на мировых рынках, которой, к сожалению, угольная отрасль очень подвержена. Это тоже нужно прогнозировать», – отметил глава Минэнерго РФ.

Встреча с руководителями угледобывающих регионов

Программа предусматривает рост экспорта в консервативном сценарии до 322 млн тонн при его удельном весе в поставках 66,5% и 392 млн тонн – в оптимистичном (66,7%). При этом в оптимистичном сценарии экспорт будет увеличиваться в абсолютное большинство стран, кроме ЕС. Падение экспорта в ЕС уже к 2030 году должно компенсироваться поставками в Южную Европу, Африку и на Ближний Восток. Ожидают авторы программы и улучшения конъюнктуры: роста цены энергоугля на западном направлении на 9,7–11%, на восточном – на 10–12,5%. Металлургический уголь подорожает на 8,7–10,4% и 7,1–8,6% соответственно.

Одним из ключевых моментов для обеспечения роста экспорта в АТР остается развитие Восточного полигона – расширение БАМа и Транссиба. Именно эти магистрали дают доступ к восточным рынкам, где конъюнктура все еще достаточно сильная.

В частности, в ближайшие шесть лет объемы экспорта угля на восточном направлении планируется нарастить до 195 миллионов тонн. «Один из ключевых вопросов – своевременная реализация тех мероприятий, которые зафиксированы протоколом Комиссии в Кузбассе по развитию Восточного полигона в соответствии с программой развития РЖД до 2025 года, обеспечивающей погрузку угля в восточном направлении, в том числе на экспорт, до 195 миллионов тонн в 2025 году. Второй этап – это рассмотрение дальнейшей программы за рамками 2025 года, с тем чтобы синхронизировать ее с планами роста добычи до 2035 года», – отметил Александр Новак.

Сергей Цивилев, губернатор Кемеровской области

Отдельно министр отметил и важность предсказуемой тарифной политики в отрасли. «Для отрасли очень важно, чтобы были стабильные и понятные условия работы на длительный период, перспективный. Сегодня Правительством Российской Федерации уже принято решение о долгосрочных тарифах на период до 2025 года и в целом как принцип реализации взаимоотношений между РЖД и угольной отраслью», – резюмировал Александр Новак.

Необходимость планового подхода к тарифообразованию в своем докладе затронул и глава Кузбасса Сергей Цивилев. «Нам нужно всего три вещи, чтобы мы быстро и эффективно дальше двигались. Первое – долгосрочный понятный тариф на перевозку по железной дороге, чтобы правила не менялись. Наилучший подход – тариф по схеме «инфляция минус»: этот общий долгосрочный тариф даст возможность угольщикам развивать угольную отрасль. Второе – нам нужно, чтобы Восточный полигон развивался упреждающе. Угольная отрасль сегодня достигла 45% всего грузооборота «Российских железных дорог». Кузбасс – это 60% добычи всего угля, 75% экспорта, 85% всех рельсов для «Российских железных дорог», 100% весов. Мы напрямую зависим от «Российских железных дорог», но нам нужны четкие и понятные долгосрочные тарифы», – сказал глава Кемеровской области.

В качестве еще одной составляющей развития угольной отрасли он назвал работу по привлечению и удержанию кадров. В первую очередь, оперативное решение проблемы ветхого и аварийного жилья в угольных регионах России.

Рекомендуем