«Черное небо» компенсируют дорогами и мостами

Красноярск и Норильск, станут пилотной площадкой для нового механизма квотирования загрязняющих атмосферу выбросов.

Два города Красноярского края, Красноярск и Норильск, станут пилотной площадкой для нового механизма квотирования загрязняющих атмосферу выбросов. Чтобы повысить качество воздуха крупных промышленников могут обязать строить транспортные развязки и эстакады, заниматься газификацией жилых домов, а также переселением граждан из жилого фонда с печным отоплением.

Соответствующее постановление в рамках внедрения нового механизма квотирования загрязняющих атмосферу выбросов разработало Минприроды. Документ устанавливает понятие системы сводных расчетов загрязнения воздуха в населенных пунктах. Эти расчеты будут отталкиваться не от предельно допустимых концентраций выбросов загрязнителей, а от общих допустимых объемов загрязнений воздуха (в тоннах) на основании данных о выбросах вредных веществ всех стационарных и передвижных источников загрязнения воздуха.

Квоты на допустимые выбросы должны распределяться между всеми хозяйствующими субъектами населенного пункта, кроме предприятий, отнесенных к четвертой, наименее опасной категории. В порядке эксперимента квоты должны быть введены в 12 городах – Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Череповце, Челябинске и Чите. В первой версии законопроекта полномочия по определению перечня квотируемых объектов, ассортимент квот (по загрязняющим веществам) и определение допустимых вкладов концентраций были отнесены к компетенции региональных властей. В последней версии эти полномочия стали прерогативой Росприроднадзора РФ. Кроме того, теперь Роспотребнадзору предстоит провести расчет и оценку риска для здоровья человека на территориях, где проводится эксперимент, и определить перечень загрязняющих веществ, приоритетных для квотирования.

Согласно утвержденному правительством плану, к 2025 году новый механизм нормирования должен обеспечить снижение загрязнения воздуха в этих городах на 20%, «что позволит улучшить качество жизни более 6,4 млн человек». Промышленные предприятия должны обеспечить снижение выбросов, а если не смогут уложиться в установленную квоту, то реализовать «компенсационные мероприятия».

В числе последних, в частности, обновление транспортного подвижного состава и дорожной инфраструктуры, строительство и реконструкция  автодорог – в том числе транспортных развязок, мостов, эстакад, объездных дорог, а также строительство ТЭС, котельных и очистных сооружений. Помимо этого, предприятия могут обязать провести газификацию жилых и частных домов, а также переселить граждан из жилого фонда с печным отоплением. Также к компенсационным мероприятиям Минприроды предлагает относить озеленение и благоустройство городских округов, а также внедрение на предприятиях новых технологических решений с использованием наилучших доступных технологий.

С критикой нового механизма регулирования выбросов выступил ряд ведомств. Так, РСПП заявлял о возможной коррупциогенности компенсационных мероприятий. Промышленники опасались, что предприятиям могут дать заведомо невыполнимые квоты, чтобы те, например, осуществили газификацию целого города.

Непосредственные же представители промышленных предприятий указывают на то, что из текста проекта постановления непонятна соразмерность объема компенсационных мероприятий и недостигнутых квот. Это создает риск реализации максимального перечня компенсационных мероприятий. Условия выполнения мероприятий также четко не прописаны, что может повлечь, например, строительство автодорог сверх необходимого объема для снижения концентраций загрязняющих веществ в конкретной точке. Еще один источник в компании обращает внимание, что большинство из этих мероприятий не реализуемы за такой короткий срок – согласно документу, они должны быть закончены к 2024 году.

Ряд экспертов обращает внимание и на то, что в некоторых городах мероприятия не приведут к улучшению качества воздуха, поскольку основной вклад в его загрязнение вносят вещества, образующиеся в выбросах металлургических предприятий. Так, например, согласно экологическому госдокладу Красноярского края, наибольший объем валовых выбросов от стационарных и передвижных источников в 2018 был в Норильске – 1 805,2 тыс. тонн. При этом 1 764,7 тыс. тонн из них пришлось на диоксид серы; в том же докладе отмечается, что основные источники загрязнения атмосферы этим веществом – предприятия цветной металлургии и теплоэнергетики. Другой пример – в Красноярске помимо предприятий вклад в загрязнение вносит и транспорт, и печное отопление, и ТЭЦ. При этом все предприятия работают в пределах нормативов.

В свою очередь, в Минприроды отмечают, что стоит задача добиться улучшения качества атмосферного воздуха, а не «загнать предприятия в заведомо невыполнимые обстоятельства». В ведомстве говорят, вклад компаний должен быть измерим, а значит, вписываться в определенные сроки. В любом случае компенсационные мероприятия будут проводиться в рамках многосторонних соглашений, подписываемых ответственными службами, регионом и предприятиями. В Минприроды также добавили, что документ еще будет дорабатываться, «в том числе на предмет избыточности требуемых обязательств».

Рекомендуем