Башенный кран на стройплощадке – свой или импортный?

текст: Александр Антонов, фото: istockphoto.com

Российские строительные компании продолжают закупать технику из-за границы.

В прошлом году в Россию было ввезено около 80 башенных кранов. Рост в количественном выражении составил 46%, в валютном — 227%. Китай упрочнил свое положение, заняв 53% рынка. За ним следует Италия (21%), которая удвоила поставки. Замыкает тройку лидеров Португалия с долей рынка 11%.  В последние годы объем экспорта обгоняет внутренний спрос. Российские строительные компании продолжают закупать технику из-за границы. Одна из главных причин этому, заключается в том, что только недавно в России научились производить качественную продукцию. В ситуации высокой конкуренции российские производители вынуждены совершенствоваться более высокими темпами.

В прошлом году ассоциация «Росспецмаш» (включает 187 компаний сельскохозяйственного, строительно-дорожного и пищевого машиностроения) направила в правительство России предложения по развитию отрасли. Среди предложенных мер  — повышение ставки таможенных пошлин на продукцию специализированного машиностроения минимум до уровня, закрепленного в обязательствах России перед ВТО, запрет государственных закупок иностранной техники, введение утилизационного сбора в отношении стационарного оборудования, а также прицепных и навесных видов специализированной техники и целый комплекс других мер.

Ассоциация обеспокоена тем, что в последние годы импорт строительно-дорожной техники существенно возрос. Так,  2017 году в Россию было ввезено на 53% стройтехники (37,5 тыс. ед) больше, чем в 2015-м. В денежном выражении рост составил 73%, достигнув 2,17 млрд долларов. Наибольший рост импорта зафиксирован по таким сегментам, как фронтальные погрузчики, экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, грейдеры и бульдозеры. В 2018 году тенденция также сохранилась: только за первый квартал импорт вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 37% и превысил 31 млрд руб.

Эксперты отраслевой ассоциации связывают увеличение объемов импорта техники, в первую очередь, с обходом запрета на государственные закупки строительно-дорожных машин через покупку в лизинг или в кредит, а также через субподрядчиков. Кроме того, после вступления России в ВТО по большинству позиций строительно-дорожной техники наблюдается падение импортных пошлин с 10-15% до 3-5%, а по отдельным видам техники и вовсе до 0%.


Практически все иностранные производители подъемной техники получают господдержку и значительно лучшие условия кредитования. Российские производители на сегодняшний день не могут конкурировать по ассортименту башенных кранов и количеству новых моделей. Но если сравнивать стоимость российской и импортной техники, то российские краны в аналогичном исполнении могут стоить в 2 или 3 раза дешевле. Также многие строительные и подрядные организации предпочитают работать именно с российским оборудованием, так как в случае необходимости можно будет быстро найти необходимые комплектующие и запасные части.


Крупные застройщики, не смотря на высокую стоимость, предпочитают краны европейского производства, так как для них в первую очередь важна бесперебойная работа и соблюдение сроков строительства. Цены на европейские башенные краны выше, чем на отечественные. И все же при выборе башенного крана не цена является основным ориентиром, а его технические характеристики. Рынок башенных кранов формируется по потребностям, которые зависят от условий и технологий строительства. Там, где отечественный кран не подходит по техническим характеристикам, применяется европейский кран, и наоборот.

У российской промышленности по производству башенных кранов определенно есть перспективы, в первую очередь на основе сотрудничества с зарубежными фирмами. Сейчас в России создаются совместные предприятия, финансово-промышленные группы в различных формах. И что саое главное, уже сегодня можно отметить значительное улучшение качества выпускаемой в России продукции.

Рекомендуем