Как цемент спасет Российские автодороги

Весь мир находится в ежедневном поиске точек экономического прорыва.

Весь мир находится в ежедневном поиске точек экономического прорыва. Одно из базовых направлений – совершенствование инфраструктуры. Автомобильный поток увеличивается, загруженность дорог возрастает – ситуация требует принятия серьезных мер.

В начале этого года президент РФ Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию заявил, что часть средств Фонда национального благосостояния нужно направить на проекты, которые снимают инфраструктурные ограничения в регионах, включая автомобильные обходы крупных городов, магистрали между областными центрами и выходы на федеральные автотрассы. Один из способов повышения качества дорожной сети – строительство цементо­бетонных дорог. Правительством РФ утверждена «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года», где указано, что к 2030 году доля ввода в эксплуатацию дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства должна составлять до 50%.

В 2018 году был подписан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», который предусматривает повышенный контроль за безопасностью на дорогах, увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, и снижение доли этих дорог, работающих в режиме перегрузки в их общей протяженности на 10% по сравнению с 2017 годом. Только на модернизацию региональных и местных трасс, строительство качественных и безопасных дорог выделят 11 триллионов рублей за 6 лет.

Бетонные дороги начали строить за рубежом, затем этот опыт перенял Советский Союз. В 1950-х годах при строительстве применялись отечественные комплекты бетоноукладочных машин Д-181, Д-182 и Д-195 на рельсовом ходу. В 1970-х технология укладки изменилась – стали задействовать машины со скользящей опалубкой на гусеничном ходу. В те годы протяженность бетонных дорог превысила 10 тыс. км!

Однако через 10 лет строительство подобных автомагистралей прекратилось, так как стал очевиден ряд дефектов – таких как трещины дорожного полотна, разрушения в поперечных температурных швах, сколы кромок и углов плит. Одна из главных причин возникновения повреждений – дефицит качественных цементов. В то время отсутствовал ГОСТ на дорожный цемент. Таким образом, серьезное нарушение технологии строительства и эксплуатации дорог, применение некачественного сырья привело к тому, что использовать технологию в РФ запретили, научные исследования в данной области прекратили и дороги с цементобетонным покрытием строить перестали.

Возведение цементобетонной дороги требует четкого соблюдения технологии от нулевой до конечной стадии строительства. Сегодня Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство не решаются изменить технологию строительства, так как это предполагает высокий уровень ответственности и дополнительное внимание к строительству дорог с ЦБ-покрытием. Также противники цементобетонных технологий говорят о том, что цементобетонную трассу строить дорого и долго, она не ремонтнопригодна и не предназначена для сложных климатических условий, в том числе на обводненных грунтах.

Цементобетон – очень износоустойчивый материал, способный справляться с большим транспортным потоком и выдерживать автомобили с большей нагрузкой на ось. В итоге получается дорога со сроком службы не менее 30 лет, которую не нужно ремонтировать каждый летний сезон, ограничивая транспортный поток. Цементобетонные дороги долговечны, в том числе с учетом применения минеральных и химических добавок, препятствующих возникновению коррозии бетонов, их срок службы может достигать 50 лет и более. Такие автомагистрали устойчивы к агрессивному воздействию среды, обеспечивают высокое сцепление с колесом, отсутствие пыли, а также лучшую видимость на дороге, что содействует повышению безопасности дорожного движения.

Кроме того, в летний период от цементобетонного покрытия нет испарений битума и других вредных компонентов. ЦБ-дороги отличаются минимальным негативным воздействием на окружающую среду. К тому же их полотно отлично служит в различных климатических условиях – оно выстоит и в суровую зиму, как в Сибири, и в жаркое лето, как на юге нашей страны. Есть решения, позволяющие не допускать образования на цементобетонной дороге колеи от шипованных шин. Также разработаны и применяются технологии по ремонту таких покрытий. Скорость строительства не ниже, чем при использовании битума.

Исходя из расчетов, основанных на современных инженерных решениях и ценах на битум и цемент, затраты на строительство сопоставимы, а при определенных условиях цементобетонные покрытия дешевле асфальтобетонных. С учетом же ремонтных затрат общая стоимость цементобетонных дорог ниже на 30–40%. У них межремонтный срок эксплуатации 12 лет, а в среднем у дорожных покрытий – 3 года.

Сегодня цементные заводы, в том числе холдинг «Сибирский цемент», готовы обеспечить дорожных строителей высококачественной продукцией. Сейчас нет дефицита цементов – российские заводы загружены примерно на 50%. Причем предприятия приближены к участкам строительства дорог, цемент не придется возить за тысячи километров. Постепенно совершенствуется нормативная база по дорожным бетонам и цементам. Иная ситуация с асфальтом. Битумные производства в стране высоко загружены. Стоимость этого материала неуклонно растет. Учитывая прогнозируемые объемы дорожного строительства, недостаток производства нефтяных дорожных битумов будет ощущаться уже к 2022 году. Восполнить такие объемы можно исключительно за счет увеличения импорта битумов, что несет значительные экономические и политические риски.

Аналитики и эксперты единогласно заявляют, что возведение цементобетонных автотрасс создаст мультиэффект в экономике нашей страны в целом и цементной отрасли в частности. Если строительство цементобетонных дорог получит должное развитие, производственные мощности цементных предприятий возрастут – возникнут условия для притока квалифицированных кадров и создания новых рабочих мест. Холдинг «Сибирский цемент» готов содействовать реализации программы, направленной на строительство безопасных, надежных и долговечных дорог в России.

Рекомендуем