Понедельник, 16 мая, 2022

Контейнерные перевозки: жесткие карантинные ограничения

текст: Роман Тарантул, фото: pixabay.com

Инвестпроекты

Китай реализует политику «нулевой терпимости» к коронавирусу, вводя крайне жесткие карантинные ограничения на своих внешних границах, в том числе и с Россией. Однако под знаменем борьбы с пандемией власти Поднебесной видимо стремятся изменить структуру российско-китайских грузоперевозок. Так ли это, и какие факты наталкивают на подобные размышления?

Коронавирус во многом переформатировал привычный ритм жизни человечества. Минимизация личных контактов и удаленная работа, закрытые границы и бум внутреннего туризма, рост интернет-торговли и очереди в морских портах – это далеко не весь список социально-экономических явлений, вызванных пандемией. Не стала исключением и российско-китайская торговля, которая, с одной стороны, взяла на вооружение новаторские способы ведения переговоров и управления грузовыми потоками, но, с другой, во многом утратила свою стабильность и предсказуемость.

Сегодня уже нельзя быть уверенным, что, отправленный в Китай груз прибудет в пункт назначения вовремя, и наоборот – китайские поставщики стали уклоняться от озвучивания конкретных сроков доставки товаров в Россию. Виной тому является проводимая Китаем политика «нулевой терпимости» к коронавирусу, которая проявляется, в первую очередь, в крайне жестких карантинных мерах на внешних границах страны.
К ним относятся и сравнимая только с Северной Кореей минимизация международного пассажирского сообщения, и строжайшие правила трансграничных грузоперевозок, и незамедлительные жесткие меры при обнаружении коронавируса на территории Китая.

Содержание китайских антиковидных мер на российской границе свидетельствует, что своей целью они преследуют не только ограждение от опасной инфекции. Судя по всему, руководство КНР в процессе противостояния коронавирусу решило заодно переформатировать и систему российско-китайской логистики, упаковав ее в контейнерные перевозки.

Китай давно заинтересован в увеличении доли контейнеров в логистической цепочке с РФ, поскольку подобные изменения кратно ускорят грузоперевозки между странами. Кроме того, Россия является относительно свободным рынком сбыта произведенных в Китае контейнеров. Контейнерные грузоперевозки

Из-за проводимой Китаем политики «нулевой терпимости» к коронавирусу китайские поставщики стали уклоняться от озвучивания конкретных сроков доставки товаров в Россию.

В нашей стране контейнерные перевозки составляют менее 20% от всего грузооборота, в то время как в развитых странах эта цифра достигает 80%. Здесь важно упомянуть, что главным мировым производителем контейнеров является китайская China International Marine Containers Co., производящая по разным оценкам от 80 до 90% контейнеров в мире и планирующая увеличивать свою долю на рынке. Компания уже объявила о планах выкупить у датской A.P. Moeller-Maersk долю бизнеса по производству контейнеров.

Соседствующие же с Китаем российские грузоотправители, поставляющие в Поднебесную рыбу, уголь, зерновые и пр., в подавляющем большинстве никогда не задумывались о покупке контейнеров. Как следствие, для увеличения доли контейнерного оборота Китай заинтересован в поиске механизмов, которые убедят российских поставщиков отказаться от привычных способов отправки грузов навалом и врассыпную. И здесь, как ни странно, на помощь КНР пришел коронавирус.

В обычных условиях меры Китая по вынуждению российской стороны к закупке контейнеров выглядели бы как минимум недружелюбно. В условиях же пандемии Китай, занимаясь благим и не подлежащим осуждению делом борьбы с инфекцией, в довольно резкой форме обозначает российским партнерам свое желание вести двустороннюю торговлю в контейнерах.

О своих намерениях Китай не говорит напрямую, однако создает для поставщиков из РФ не самые комфортные условия, рассчитывая, видимо, на их самостоятельный и постепенный переход на контейнерные перевозки.
Самые нашумевшие китайские ограничения, которые, по сути, являлись преференциями для контейнерных грузов, были введены в начале 2021 года, когда власти КНР заявили о том, что помещенные в контейнеры кета и минтай несут на себе меньше нуклеотидов коронавируса, чем доставленные врассыпную. В октябре аналогичные требования были озвучены и в отношении поставляемой из России горбуши.

Разъяснения Россельхознадзора о недоказанности эффекта контейнеров в борьбе с коронавирусом китайская сторона оставила без внимания. Российские рыбодобытчики не смогли в короткий срок перестроиться на новые требования, и доля отправленной с января по сентябрь 2021 года в Китай российской рыбы снизилась до 15%. За аналогичный период 2020 года данный показатель составил около 70%.

Многие российские рыбаки нашли выход в поставках рыбы в Южную Корею – с января по сентябрь текущего года 65% дальневосточного улова было отправлено именно в эту страну. В 2020 году данная цифра составляла лишь 22%. Погрузка контейнеровоза

Российские рыбодобытчики не смогли в короткий срок перестроиться на новые требования, и доля отправленной с января по сентябрь 2021 года в Китай российской рыбы снизилась до 15%.

Однако, со слов участников рынка, существенная часть этой рыбы все же оказалась в Китае, поскольку не готовые к таким объемам внутреннего потребления корейцы попросту грузили ее в контейнеры и перенаправляли в Китай. Учитывая, что китайская сторона знала о том, что принимает из Кореи фактически российскую рыбу, которая на всех этапах перевалки находилась в замороженном состоянии, напрашивается вывод, что для КНР важно скорее наличие самих контейнеров, нежели отсутствие положительных нуклеиновых кислот коронавируса на доставляемом грузе.

Однако «неконтейнерные» ограничения Китая коснулись не только рыбы. В октябре-ноябре текущего года в нескольких российско-китайских пунктах пропуска был введен запрет на поставки расфасованных пищевых продуктов, а 30 ноября и 1 декабря Китай внезапно запретил поставки любых неконтейнерных грузов в погранпереходах Гродеково-Суйфэньхэ и Забайкальск-Маньчжурия. В контексте борьбы с коронавирусом довольно странно выглядят не только категории попавших под ограничения товаров (уголь, железная руда, сельхозпродукция и пр.), но и выбор погранпереходов. По логике китайских властей, в Гродеково-Суйфэньхэ уголь может являться доставщиком коронавируса, а, к примеру, в Махалино-Хуньчунь – нет.

Даже несмотря на тот факт, что 6 декабря Китай снял данный запрет, внезапность, жесткость и содержание китайских ограничительных мер демонстрируют предпочтение КНР перейти на контейнерные перевозки в торговле с Россией. Своими действиями Китай дает понять, что относительная стабильность поставок может быть обеспечена только при контейнерном отправлении. Работать навалом или врассыпную можно, однако в любой момент на товаре могут быть обнаружены следы коронавируса, и он не только попадет под ограничения, но и станет поводом для введения новых запретов.

Видимо, китайская сторона рассчитывает, что в условиях высокого риска российские поставщики начнут самостоятельно переходить на контейнерные перевозки, тем самым постепенно увеличивая долю контейнерованных грузов в российско-китайской торговле.

spot_img
spot_img

Производители ждут послаблений в санкциях

Производители промышленного оборудования рассчитывают, что санкционный режим в ближайшем будущем будет ослаблен. Об этом на форуме Mining World Russia корреспонденту журнала «Вестснаб» рассказала представитель «Эрост групп» Ирина Морозова.
spot_img

Читайте также:

spot_img