Госзакупки – по новым правилам

текст: Кристина Симонова, фото: depositphotos.com, zakupki.gov.ru

Два новых пакета поправок в закон о госзакупках, направлены на то, чтобы процедуры проходили проще и быстрее.

Два новых пакета поправок в закон о госзакупках, вступивших в силу в 2019 году, направлены на то, чтобы процедуры проходили проще и быстрее. Многие внесенные изменения, которые вступили в силу в июле, можно назвать позитивными, так как, с одной стороны, они направлены на повышение контроля в этой сфере, выстраивание понятных единообразных правил. Также они способствуют ускорению некоторых процессов, увеличивают возможности участия в коротких аукционах, поскольку многие предприятия не участвуют именно из-за необходимости подготовки большого пакета документов.

Одним из главных нововведений июля 2019 года стало расширение прав единственного поставщика. Во-первых, увеличился список законных оснований для заключения договора с единственным поставщиком – теперь так можно сделать, например, в случае признания запроса несостоявшимся из-за отсутствия откликов. Или если заказчик их отклонит. Во-вторых, увеличился предельный размер закупки у единственного поставщика. Раньше он составлял всего 100 000, то сейчас планку подняли до 300 000 рублей.

С 1 августа участникам тендеров с единственным поставщиком стало еще легче. Теперь заказчику больше не нужно готовить извещение о закупке у единственного поставщика и обоснование выбора такого способа закупки. Эксперты считают, что большинство такого рода соглашений заключаются с монополистами, чья деятельность и так достаточно жестко регулируется. В то же время от обоснования цены контракта заказчиков никто не освобождает.

С начала следующего года начинают действовать поправки в ФЗ № 223, согласно которым 20% закупок государство резервирует за малыми и средними предприятиями (такие квоты есть и сейчас – но пока за МСП всего 18%).

Большое влияние может оказать уже вступившая в силу поправка в ФЗ № 44, согласно которой если участник закупки предложит на торгах цену ниже НМЦК (начальной максимальной цены контракта) на 25% и более, он будет платить обеспечение исполнения контракта от итоговой цены контракта, а не от НМЦК, как было ранее. До вступления в силу данных поправок при сильном снижении цены на торгах иногда сумма обеспечения превышала саму цену контракта.

Если раньше предпринимателю приходилось размещать свои средства на электронной площадке, где проходил интересующий его тендер, и замораживать свои средства, то сейчас процедура упростилась. Теперь, открыв специальный счет в уполномоченном банке, который интегрирован со всеми девятью федеральными электронными площадками, предприниматель может участвовать в тендерах на любой из них. На время проведения торгов площадка блокирует средства на специальном счете, а если тендер не выигран, то средства сразу же разблокируются, давая возможность предпринимателю или компании участвовать в следующем тендере.

С 1 июля заказчик получил возможность требовать от поставщиков обеспечение выполнения заказа в размере 10% от начальной максимальной цены контракта. Это может быть как банковская гарантия, так и собственные средства. Банковская гарантия позволит малому и среднему бизнесу облегчить доступ к закупкам и исключит для победителя аукциона возможные проблемы с получением гарантий. Срок предоставления гарантии будет выбирать победитель, и он должен закончиться не раньше чем через месяц после окончания действия контракта. При этом поставщик берет на себя все риски, связанные с проблемами банка-гаранта.

В то же время для участников аукционов сегмента МСБ есть возможность освободиться от исполнения обеспечения контракта. Для этого необходимо предоставить информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение им – правопреемство в данном случае не учитывается – в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов без неустоек, штрафов и пеней. Кроме того, в ходе исполнения контракта размер обеспечения исполнения контракта может быть уменьшен пропорционально исполненным обязательствам.

Еще одним нововведением стала прямая мотивация заказчиков и антимонопольных органов оперативно пополнять реестр недобросовестных поставщиков. Она заключается в следующем: заказчик может перезаключить контракт с тем, кто занял на аукционе второе место, при условии, что победитель попадет в черный список. Сроки включения тоже были уменьшены – с десяти до пяти дней. Некоторые эксперты считают такие меры чрезмерными, ссылаясь на то, что быстрое включение в реестр помешает объективному исследованию обстоятельств разрыва контракта.

Рекомендуем