Энергетическая стратегия России: ставка на масштабную модернизацию

428

Новая программа позволит модернизировать отечественную энергетику без ущерба для надежности.

Инициативы Минэнерго России перекраивают правила игры в сфере энергетики. Модернизация отрасли как генерации, так и сетей, будет проводиться за счет привлечения частных инвестиций. Только в реновацию энергомощностей в течение 10 лет планируется вложить 1,5 триллиона рублей.

2 ТРЛН РУБ. НА ВВОД НОВЫХ ЭНЕРГОМОЩНОСТЕЙ

Запущенная в 2010 году программа строительства новой генерации на базе механизма договоров предоставления мощности (ДПМ) выходит на финишную прямую. Основанная на принципе возврата инвестиций (инвесторам гарантировался возврат вложенных средств в течение 15 лет с базовой доходностью 14%; в обмен на это они обязались построить новые энергоблоки) – программа ДПМ принесла свои плоды. В рамках ДПМ уже реализовано 130 проектов: начиная с 2010 года введено 30 тыс. МВт новых мощностей; до конца 2020 года будет введено еще 6 тыс. МВт.

В общей сложности программа ДПМ позволила обновить около 15% всей установленной мощности электрогенерации в России.

Ввод новых энергомощностей – не единственный итог. Программа позволила создать и на практике отработать эффективный инструмент привлечения в российскую экономику колоссальных инвестиций – порядка 2 трлн руб. как со стороны российских, так и со стороны ведущих иностранных компаний. Это, в свою очередь, стало мощнейшим импульсом к развитию отечественного энергетического машиностроения, работе проектных и строительных отраслей. «Программа ДПМ фактически возродила отечественный энергомаш после стагнации отрасли в 1990-е годы. Загрузка отрасли позволила вводить до 4 ГВТ/год мощностей, в том числе современные ТЭС и атомные электростанции. Например, силовая установка на Новочеркасской ГРЭС, которая работает по технологии циркулирующего кипящего слоя, энергоблок на Нововоронежской АЭС с реактором поколения «3+». Все это было достигнуто как раз благодаря ДПМ», – рассказал министр энергетики РФ Александр Новак во время своего выступления на совещании, посвященном развитию электроэнергетики.

В общей сложности программа ДПМ позволила обновить около 15% всей установленной мощности электрогенерации в России. Однако, несмотря на это, проблема старого парка генерирующего оборудования по-прежнему остается крайне острой. Средний возраст оборудования на сегодня – 34 года, более 30% – старше 45 лет. Свой ресурс на 100% уже выработало 2/3 оборудования. Отсутствие вводов новых энергомощностей в 1990-е и 2000-е годы уже в скором времени, к 2035 году, приведет к тому, что порядка 130 ГВт оборудования исчерпает свой ресурс. Таким образом, в модернизации или замене будет нуждаться почти 60% установленной мощности генерации. Решение проблемы, предлагаемое Минэнерго РФ, – масштабная программа модернизации энергетики. В ее основе – инструменты и подходы, отработанные в рамках программы ДПМ.

МЕХАНИЗМЫ ДПМ ДЛЯ РЕНОВАЦИИ ЭНЕРГОМОЩНОСТЕЙ

По расчетам Минэнерго России, новая программа позволит модернизировать отечественную энергетику без ущерба для надежности и с минимизацией финансовой нагрузки на потребителей. Как подчеркивают в министерстве, речь идет именно о модернизации существующих мощностей, а не о строительстве новых. Такой подход позволит сократить сроки реновации – расчетный период от 1-го до 3-х лет, вместо 3–6 лет при новом строительстве; а также потребует гораздо меньших вложений – модернизация в три-четыре раза дешевле строительства. Кроме этого, модернизация позволит на 15–20 лет продлить срок работы электростанций и обеспечит загрузку отечественного машиностроения.

Механизм финансирования инвестиционноемких проектов предлагается позаимствовать из программы ДПМ. Период возврата вложенных инвестиций, как и в случае ДПМ, составит порядка 15 лет. Проекты для участия в программе будут отбираться по конкурсу, а за несвоевременное или неполное исполнение обязательств предусмотрены штрафы. «Проекты ДПМ сейчас, в основном, завершены, а оставшиеся подходят к завершению, идет возврат инвестиций. Величина высвобождаемых средств с 2021 года будет составлять 130–250 миллиардов рублей в год. Мы предлагаем воспользоваться этим ресурсом, реинвестировав его в отрасль. Объем высвобождаемых средств составляет до 1,5 триллиона рублей», – рассказал Александр Новак.

Модернизация существующих мощностей, а не строительство новых позволит сократить сроки реновации и потребует гораздо меньших вложений.

Таким образом, ежегодно можно будет модернизировать 3–4 ГВт установленной мощности тепловой генерации, до 2030 года реновация затронет в общей сложности порядка 40 ГВт мощностей.
Второе, принципиально важное предложение Минэнерго – корректировка механизма рынка мощности. Сроки проведения конкурентного отбора мощности (КОМ) в части заключаемых договоров предлагается увеличить с 4 до 6 лет. Это позволит компаниям расширить горизонт планирования и принятия инвестиционных решений в рамках закрепленных ценовых параметров КОМ, что, в свою очередь, продлит срок эксплуатации порядка 100 ГВт мощностей на период до 2030 года.

Несмотря на то, что программа модернизации уже получила одобрение Президента РФ, не все восприняли предложение Минэнерго положительно. В частности, критика звучит со стороны крупнейших потребителей электроэнергии – металлургических предприятий. Промышленные потребители энергии в течение всего срока окупаемости программы ДПМ платят повышенный платеж за мощность – ожидалось, что после завершения программы платеж будет снижен. Минэнерго, в свою очередь, уже обозначило сроки реализации программы модернизации энергомощностей. Первые проекты будут запущены к 2020 году; нормативно-правовая база для реализации программы, как ожидается, будет подготовлена в текущем году.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ТАРИФЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Наряду с генерацией, в серьезной программе реновации нуждается и сетевое хозяйство. Масштабный распределительный сетевой комплекс России сегодня находится не в лучшем техническом состоянии. Уровень износа 2,5 миллионов километров линий электропередач и 1 миллиона мегавольт трансформаторных мощностей составляет порядка 70%. Повышение качества сетевого оборудования и затрат на его обслуживание автоматически снижает тариф уже на следующий год, что не позволяет привлечь в отрасль стороннее финансирование. Главным источником незначительных вложений в сетевое хозяйство, как правило, становится региональный бюджет.

ЗАКОН ОБ «АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОТЕЛЬНОЙ» ДОЛЖЕН ПРИВЛЕЧЬ В ОТРАСЛЬ ИНВЕСТОРОВ
С 1 января 2018 года вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». В народе этот законодательный акт окрестили законом об «альтернативной котельной». Если ранее все тарифы в сфере теплоснабжения регулировало государство, теперь, согласно новому закону, будет установлен предельный уровень на тепло, который и станет отправной точкой для определения максимального уровня цены на тепловую энергию. Это, в свою очередь, будет гарантировать окупаемость вложений в отрасль.
Планируется, что в рамках реформы на всей территории России появятся своего рода «ценовые зоны» – ответственность за теплоснабжение в них будет лежать на единых теплоснабжающих организациях (ЕТО). Кроме того, ЕТО будут отвечать непосредственно за объекты теплоснабжения, в том числе их строительство, реконструкцию и модернизацию, а также за качество оказываемых услуг.

Изменить правила игры и привлечь в сетевой комплекс инвестора может переход на долгосрочные тарифы на передачу электроэнергии (на сегодня тарифы устанавливаются сроком на год). Планируется, что срок установки тарифов будет увеличен от пяти до десяти лет, что позволит и потребителям, и сетям планировать свою экономику и бизнес-процессы в долгосрочной перспективе. Среди прочего, этот подход уже получил одобрение со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ. «Мы готовы к установлению прогноза десятилетних тарифов, а позднее можно устанавливать тариф по схеме «инфляция минус 0,1%». Это будет включать, с одной стороны, режим экономии, с другой стороны – даст долгосрочную стабильность для модернизации», – сказал руководитель ФАС Игорь Артемьев.

В конце прошлого года разработанный Минэнерго законопроект о переход на долгосрочные тарифы на передачу электроэнергии был направлен на согласование в правительство РФ. Ведомство рассчитывает, что документ может быть внесен в Госдуму в весеннюю сессию и принят в течение 2018 года.

Рекомендуем