Импортозамещение в горном деле

текст и фото: пресс-служба ПАО «Мечел»

Российские металлурги разработали новый вид каната, который призван повысить эффективность ведения горных работ.

Как уменьшить простои экскаваторов? Российские металлурги разработали новый вид каната, который призван повысить эффективность ведения горных работ.

На угольных разрезах незаменимая техника – экскаватор. Его стальные «мышцы» – металлические канаты, срок службы которых 1,5–2 месяца, а дальше они перетираются от постоянной нагрузки. На рынке есть специальные канаты с полимерной оболочкой, которые служат дольше простых металлических канатов без покрытия, однако и стоят больше. До недавнего времени в России они не производились, приходилось закупать за границей. Дорого и неудобно с точки зрения логистики. Увидев потребности добытчиков, отечественные металлурги из Башкортостана решили начать производство такой импортозамещающей продукции. Установили новое оборудование по свиванию стальных канатов. И что самое главное – создали свое ноу-хау – полимерное покрытие. Такие импортозамещающие канаты с полимером могут использоваться как на зарубежных, так и на отечественных экскаваторах. Образцы уже прошли испытания на экскаваторах в Кузбассе.

Виктор Камелин, генеральный директор Белорецкого металлургического комбината

– К нам обратились наши коллеги-угольщики с просьбой разработать аналог зарубежного каната с полимером для импортных экскаваторов, – рассказывает Виктор Камелин, генеральный директор Белорецкого металлургического комбината. – Пластик защищает канаты от внешнего и внутреннего истирания, снижает воздействие динамических нагрузок, предохраняет от воздействия агрессивной среды и обеспечивает более длительную эксплуатацию как самого изделия, так и дорогостоящих деталей оборудования. Создать эту новинку нам удалось благодаря кредитной поддержке Фонда развития промышленности. Новые канатная машина и экструдер (наносит пластик на канат) позволят БМК свивать канаты с числом прядей от 6 до 12 и диаметром до 90 мм и покрывать их полимером. Сегодня в России не производятся канаты диаметром свыше 70 мм, а также 12-прядные. Уникальность каната еще и в покрытии. Его готовой формулы в России не было. Специалисты комбината совместно с НИИ провели изыскательную работу по подбору пластика. Полученная формула стала нашим ноу-хау.

Сегодня шестипрядный канат с полимерным покрытием диаметром 52 мм проходит испытание в угольной компании «Южный Кузбасс». Он установлен на отечественный экскаватор ЭКГ-12. Канат уже отработал 62 дня при среднем сроке службы канатов без покрытия на этом экскаваторе в 60 дней. При этом полимер находится в хорошем состоянии.

Ранее здесь же прошли испытания другого белорецкого каната – диаметром 57 мм – на российском экскаваторе ЭГК-20. Он отработал более 6 месяцев, с февраля по август, при температуре от -45 до +35 градусов. За это время экскаватор отгрузил чуть более 1 млн кубометров породы. Наработка каната превысила нормативную более чем в 2 раза.

– В работе отечественной техники мы всегда использовали обычные шестипрядные экскаваторные канаты, – рассказывает Константин Кащук, сотрудник отдела главного механика разреза «Красногорский». – Однако у них слишком быстрый износ. Канат приходит в негодность после нагрузки порядка 500–550 тыс. кубометров вскрышной породы. Менять его приходится каждые два месяца. БМК предложил нам опытные образцы с укрепленной полимером поверхностью каната. Как показала практика, они сокращают затраты, связанные с простоем техники. По нормативам на замену каната отводится 24 часа. За это время экскаватор перерабатывает порядка 10 тысяч кубометров горной массы. На выходе это примерно 1,5 тысячи тонн угля. Если взять стоимость одной тонны примерно в 1 000 рублей, то в денежном эквиваленте это 1,5 миллиона рублей. Вот в такую сумму обходится простой экскаватора всего за одни сутки.

Параллельно с «Южным Кузбассом» канатную новинку белорецкого производства тестировали на карьерах Коршуновского ГОКа, где добывается железная руда. Канаты диаметром 45,5 мм установили на подъемные, напорные и возвратные механизмы российского экскаватора ЭКГ-8И в феврале этого года. В результате испытаний наработка напорного каната составила 572 тыс. кубических метров, это в 2,6 раза больше, чем наработка подобного каната без полимера, подъемного каната – 642 тыс. кубических метров, это в 2,2 раза больше срока службы обычного каната. А наработка возвратного каната составила 702 тыс. кубических метров, что превышает наработку каната без полимера на 187%.

– По итогам испытаний мы увидели, что канаты с полимерным покрытием обладают повышенным ресурсом: их наработка в среднем в 2,5 раза выше, чем канатов без покрытия, – комментирует главный механик Коршуновского ГОКа Александр Барахтенко. – Также они уменьшают износ узлов экскаватора. Все это позволяет снизить количество простоев оборудования. А благодаря полимеру смазка у каната остается внутри в течение всего срока эксплуатации. Отсутствие необходимости использовать смазочные материалы облегчает работу.

Рекомендуем