Новые горизонты крылатого металла

текст: Валентин Трищенко, фото: пресс-служба Алюминиевой Ассоциации

В 2017 году мировое производство алюминия достигло 64 млн тонн.

В 2017 году мировое производство алюминия достигло 64 млн тонн. Внутрироссийское потребление составило 900 тыс. тонн, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 11%. Такие данные свидетельствуют о значительном потенциале отечественных предприятий.

На сегодняшний день Алюминиевая Ассоциация – это более 90 производителей, поставщиков и потребителей алюминия. О том, как увеличить потребление алюминия на внутреннем рынке, как расширить сферы его применения на внутреннем рынке рассказывает Председатель Алюминиевой Ассоциации Валентин Трищенко.

Площадка для обсуждения общих целей

Алюминиевая Ассоциация создана в 2015 года по инициативе Минпромторга России и компании «РУСАЛ». Основной миссией отраслевого объединения является развитие в нашей стране алюминиевой индустрии, популяризация алюминия и продукции на его основе, а также продвижение использования алюминия в смежных отраслях.

Долгое время алюминий в нашей стране позиционировался исключительно как стратегический металл и использовался по большей части в оборонных отраслях. Вследствие этого сегодня существует целый ряд причин, препятствующих превращению «крылатого металла» в один из самых перспективных материалов для многих отраслей промышленности: это устаревшая нормативная база, в которой отсутствует алюминий;  отсутствие образовательных программ и подготовки  квалифицированных кадров, способных применять алюминиевый продукт в строительстве, транспорте, дизайне и ряд других.

Для обсуждения этих вопросов алюминиевой отрасли нужна общая дискуссионная площадка, которой и стала Алюминиевая Ассоциация. За три года работы нам удалось объединить как крупных игроков, так и мелкие компании, которым небезразличны пути развития отрасли. И о результатах работы красноречивее всего говорят цифры: за 2017 год рост потребление алюминия в России составил 11 процентов, превысив общемировые темпы почти в 2 раза. И в этом направление мы четко видим положительные перспективы.

Алюминий в строительстве – от черепицы до мостов

Россия располагает мощным потенциалом в алюминиевой отрасли. Для его более эффективной реализации необходима организация новых специализированных производств – например, производство автомобильного листа.

Алюминий обладает целым рядом преимущественных характеристик, которые позволяют использовать его там, где в настоящее время применяются другие материалы. Во-первых, он намного легче стали. Во-вторых, обладает высокой антикоррозионной стойкостью. В-третьих, пожаробезопасностью. Одно из ключевых свойств алюминия – высокотехнологичность, позволяющая принимать любые формы с помощью обработки давлением. Все эти свойства как нельзя лучше пригодились бы, в частности, в строительстве или транспорте, когда каждый килограмм веса на счету.

Но, к сожалению, применению алюминия серьезно препятствует устаревшая нормативная база. Это стало одной из основных проблем отрасли, над решением которых работает Алюминиевая Ассоциация.

Как мы уже говорили, сферы использования алюминия весьма широки – от повседневных товаров народного потребления, окон, фасадов до крупных инфраструктурных проектов типа мостов и спортивных объектов. Но сегодня все эти проекты пока не имеют широкого серийного производства – нам удалось реализовать несколько пилотных проектов, чтобы на «живых» примерах доказать целесообразность выбора в пользу алюминия.

Для того, чтобы изменить ситуацию мы проводим большую информационную работу по нескольким группам целевых аудиторий: это органы государственной власти, регулирующие организации, бизнес и конечные потребители.


«Технологическая долина»: алюминиевая продукция высокого передела

«Технологическая долина: Красноярск и Саяногорск» – это проект Алюминиевой Ассоциации, компании «РУСАЛ» и правительства Красноярского края. Основная цель: создание современных предприятий по выпуску алюминиевой продукции высокого передела для авиационной и аэрокосмической промышленности, автомобильного производства и машиностроения, энергетики, строительства и других отраслей. Предполагается, что новые производственные мощности расположатся в Красноярске и Хакасии, в непосредственной близости от Красноярского алюминиевого завода, Красноярского металлургического завода и Красноярской ГЭС. Проект планируется развивать в рамках особой экономической зоны с предоставлением льгот и преференций для инвесторов. Вложения в новые перерабатывающие производства составят более 26 млрд руб.; их запуск позволит создать до 1 200 рабочих мест.


С этой целью мы проводим много наших мероприятий в регионах, чтобы люди на местах могли убедиться в возможностях алюминия. Например, Ассоциации инициировала строительство первых после почти пятидесятилетнего перерыва алюминиевых мостов в Нижегородской области. У этого проекта было много противников. Но прошел уже год с момента его установки и ничего, кроме благодарностей местных жителей, которые раньше рисковали при переходе автомагистрали, не случилось. Более того, мосты выглядят абсолютно новыми, будто их только вчера установили. Разве это не лучшее доказательство правильности выбора материала?

Отдельный блок работы мы проводим по воссозданию, а по многим направлениям – по созданию с нуля, базы производственных и обучающих центров по работе с алюминием для всех ведущих отраслей. Это центры компетенций по сварке, литью и другим направлениям работы.

Импортозамещение как точка роста

Одной из приоритетных задач отрасли является создание в России импортозамещающего производства – то есть производства той продукции, которая на сегодняшний день ввозится в нашу страну из других стран, но при этом могла бы производиться в России. Речь идет о крашенной ленте для панелей, фольге, трубах радиаторных и  ряда других. Для нашей экономики это крайне важная задача, так как связана с новыми рабочими местами, налоговыми поступлениями и экономической независимостью от иностранных партнеров.

На мой взгляд, сейчас для этого сложились очень подходящие условия – необходимо развивать внутренние возможности, задействуя все собственные ресурсы. Поэтому именно сейчас оптимальное время для серьезного рывка, который поможет преодолеть технологический разрыв с ведущими экономическими державами.

Нам требуется создание новых производств для современных продуктов, качество и сроки изготовления которых соответствовали бы лучшим мировым стандартам. Недавно я посетил КУМЗ – вот отличный пример того, что я имею в виду: на заводе запущено новое прокатное оборудование, не имеющее аналогов в нашей стране. В подобной модернизации нуждаются многие отечественные алюминиевые предприятия. Большие надежды связываем с создающимися в Красноярске, Волгограде и Хакасии технологическими долинами.

Повторюсь – модернизация требуется всей отрасли, предстоит серьезная работа, многое придется создавать с нуля. Но мы рассчитываем, нашими общими усилиями при поддержке со стороны государства алюминий получит гораздо большее применение, и его потребление будет увеличиваться.


От строительства до сельского хозяйства: новые возможности применения алюминия

Алюминиевые зернохранилища. Легкая транспортировка, монтаж, высокая сохранность зерна.

Алюминиевая черепица. Возможность сделать крышу для любого дома.

Алюминиевые мосты. Легкость и долговечность конструкций, быстрый и доступный монтаж.

Коагулянты для очистки воды. Необходимый элемент водоочистки.

Алюминиево-скандиевые сплавы. Добавление скандия улучшает свойства алюминиевых сплавов.

Инновационный вагон-хоппер. Алюминиевый вагон-хоппер – экологичный  и экономически эффективный вагон.

Кабели из алюминиевых сплавов. Кабели из инновационных алюминиевых сплавов обладают лучшими характеристиками по сравнению с медными.

Легкосплавные колесные диски. Отечественные диски не уступают иностранным образцам.


Важным условием развития является реализация проектов на всей территории России – от западных границ до Дальнего Востока. Уверен, что отрасль готова к этому, а мы, со своей стороны, всегда готовы под­держать самые интересные проекты.

 

Рекомендуем