Республика Хакасия: рост добычи как инфраструктурный локомотив

текст: Наталья Шварц, фото: пресс-служба Министерства экономического развития Республики Хакасия

Республика Хакасия демонстрирует высокую динамику по добыче и переработке полезных ископаемых. Рост промышленного производства требует запуска новых мощностей и развития транспортной инфраструктуры.

Республика Хакасия демонстрирует высокую динамику по добыче и переработке полезных ископаемых. Рост промышленного производства требует запуска новых мощностей и развития транспортной инфраструктуры. Флагманские инвестпроекты республики реализуются в рамках еще более глобальной задачи – проекта «Енисейская Сибирь».

В русле «Енисейской Сибири»

«Енисейская Сибирь» – масштабный межрегиональный проект, кооперирующий экономические потенциалы Красноярского края, Республик Хакасия и Тыва. В основе идеи не географическое, а экономическое объединение трех расположенных по «енисейскому меридиану» субъектов федерации. Проект охватывает ключевые сферы – энергетический и металлургический комплексы, лесную промышленность, транспортную инфраструктуру и сельское хозяйство. Его реализация позволит привлечь в макрорегион, занимающий более 15% территории России, рекордный объем инвестиций – более полутриллиона рублей; и создать больше 10 тыс. рабочих мест.

Макрорегион занимает одно из ведущих мест в России по запасам минеральных ресурсов и полезных ископаемых – насчитывает в общей сложности более 1 600 месторождений: нефть, газ, железные руды, каменный и бурый уголь, торф, черные, цветные, редкие и благородные металлы, неметаллические полезные ископаемые. Кроме этого, в регионе сосредоточены основные запасы платины и платиноидов, медно-никелевых руд, на севере обнаружены уникальные месторождения импактных технических алмазов (общие запасы превышают все известные в мире алмазоносные провинции).

Богатая минерально-сырьевая база служит прочной основой для промышленного производства: экономика регионов «Енисейской Сибири» в большей степени специализируется на добыче полезных ископаемых и металлургическом производстве. Макрорегион является абсолютным лидером в России по производству цветных металлов. Кроме того, «Енисейская Сибирь» – богатейший макрорегион России по обеспеченности водными ресурсами. С севера на юг ее пересекает река Енисей – самая многоводная река страны. Всего водные ресурсы «Енисейской Сибири» включают более 160 тысяч рек и речек, 300 тысяч озер и множество месторождений пресных и минеральных подземных вод.

«Енисейская Сибирь» объединяет экономические потенциалы Красноярского края, Республик Хакасия и Тыва

Более 50% территории макрорегиона занимают леса, в том числе треть всех кедровых лесов страны, и около 16% от общероссийских запасов древесины. Эксплуатационные леса занимают около 40% лесного фонда. Сельскохозяйственные угодья в Сибирском федеральном округе составляют 5% от общероссийского показателя. Превалирующей отраслью аграрного сектора является животноводство.

Через территорию макрорегиона пролегают все виды наземных транспортных путей, связывающих азиатскую и европейскую части России.

Наличие крупнейших в мире угленосных бассейнов и каскада гидроэлектростанций (на территории Енисейской Сибири находятся две самые мощные ГЭС России) обеспечивает высокий уровень энерговооруженности макрорегиона. Суммарная установленная мощность энергетических станций – около 11% общей мощности всех станций России.

Наращивание мощностей и запуск новых производств

Совокупность возможностей и потенциала делает «Енисейскую Сибирь» универсальным мостом между Востоком и Западом, точкой притяжения человеческого ресурса и идеальной площадкой для привлечения масштабных инвестиций и реализации крупных инфраструктурных проектов.

Флагманским направлением работы для республики Хакасия станет развитие инфраструктуры – координацию этой работы осуществляет Правительство Республики.

В числе основных задач – расшивка «узких мест», модернизация и улучшение работы существующей инфраструктуры для ускорения экономического роста и обеспечения транспортной доступности для предприятий макрорегиона (Красноярская железная дорога – Филиал ОАО «РЖД» с проектом «Развитие железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на территории Республики Хакасия»); улучшение транспортной связности внутри макрорегиона и повышение мобильности населения (Правительство Республики Хакасия с проектом «Строительство транспортного коридора Абакан – Бийск»).

В числе других приоритетов – создание новых и модернизация существующих экономических инструментов, стимулирующих рост инвестиций в запуск новых производств, привлечение новых технологий, организация производства новых видов продукции. Один из главных инструментов стимулирования экономического развития – создание регионального фонда развития промышленности (он позволит фондировать проекты с привлечением средств ФГАУ «Российский фонд технологического развития»).

В планах – создание инфраструктуры, обеспечивающей поддержку эспортоориентированных компаний и комплексное изменение республиканской нормативной правовой базы по поддержке инвестиционной деятельности. Отдельное направление – развитие в республике малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет изменения системы поддержки МСБ (поддержку предполагается оказывать в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»).

В портфель проектов «Енисейской Сибири» от Республики Хакасия включены проекты, направленные на комплексное развитие добывающих и перерабатывающих мощностей предприятий (продукты переработки каменного угля – полукокс).

Общая стоимость проектов оценивается в 147,89 млрд рублей, в их числе модернизация и расширение действующего производства АО «УК «Разрез Степной» – производство угля планируется увеличить до 5 млн тонн в год. Еще один проект – увеличение производственной мощности участка «Абаканский» разреза «Черногорский» ООО «СУЭК – Хакасия» до 2 млн тонн угля в год.

Флагманские инвестпроекты Хакасии направлены на комплексное развитие добывающих и перерабатывающих мощностей предприятий

В числе других приоритетных инвестпроектов республики – поддержание проектной мощности обогатительной фабрики ООО «СУЭК–Хакасия» и развитие ООО «Восточно-Бейский разрез», строительство угледобывающих предприятий ООО «Аршановский разрез», ООО «ВстСибуголь – Хакасия» и ООО «УК «Разрез Майрыхский».

По итогам реализации проектов в сфере добычи каменного угля, объем добычи к 2020 году достигнет 31 млн тонн в год, в 2025 году и в перспективе в 2030 году объемы добычи ожидаются 52 и 65 млн тонн в год соответственно.

Теперь республика становится перспективным центром угледобычи в стране, ежегодно наращивающего объемы добычи и переработки, ориентированной на экспорт продукции.

В рамках комплексного проекта в республике планируется развитие каменноугольных месторождений, сопряженных с ростом добычи и последующей переработки угля (углехимия и другие продукты на основе угля); реализация второго этапа развития Технологической долины (переработка алюминиевых сплавов и выпуск продукции гражданского назначения); опережающее развитие транспортной инфраструктуры: автодорога Абакан–Бийск, развитие Южного хода Транссибирской магистрали, межрегиональное авиасообщение.

Миллиардные инвестиции в транспортную инфраструктуру

В инвестиционных планах республики особое внимание уделено развитию транспортной инфраструктуры Хакасии. Текущие условия уже не удовлетворяют темпам роста производств и интенсивному развитию добывающей промышленности республики. Более того, существующие мощности оказывают сдерживающее влияние – снижают доходы всех заинтересованных участников. Так, по итогам 2017 года выпадающие доходы республиканского бюджета составили более 200 млн руб.

Улучшить транспортную инфраструктуру региона призвана программа развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, рассчитанная на 2018–2022 (совместное решение Правительства Республики Хакасия, Красноярского филиала АО «РЖД», угледобывающих организаций региона).

Инвестиции в транспортную инфраструктуру со стороны угледобывающих компаний – более 9,1 млрд руб., капитальные вложения АО «РЖД» – более 19 млрд руб.

Меморандум и программа по развитию магистрального и промышленного транспорта были подписаны на «полях» Красноярского экономического форума-2018. Объем инвестиций в инфраструктуру в период 2018–2023 годы со стороны угледобывающих организаций составит более 9,1 млрд руб., капитальные вложения АО «РЖД» в развитие станционного хозяйства и модернизацию железнодорожных перегонов – более 19 млрд руб.

Заинтересованные участники уже работают над вопросами резервирования средств федерального бюджета. Речь о средствах, предусмотренных государственной программой «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», а также средствах ОАО «Российские железные дороги». В последнем случае планируется изыскать средства, необходимые для обеспечения вывоза продукции как с территории Республики Хакасия, так и с территории Красноярского края и Республики Тыва (в рамках освоения месторождений полезных ископаемых).

В текущем году АО «РЖД» приступило к реализации программы модернизации Южного хода Транссибирской магистрали в первоочередном порядке: начата поэтапная замена техники – электровозов «Ермак», позволяющих увеличить провозную способность за счет увеличения полезной массы транспортируемого груза до 7 000 тонн. Только в 2018 году сумма инвестиций в этот проект составила свыше 3,2 млрд руб.

Кроме этого, ведется работа с федеральными органами власти по изменению и дополнению мероприятий государственной программы «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

Рекомендуем