Эльга – новая точка роста на карте Дальнего Востока

текст и фото: пресс-служба ПАО «Мечел»

В этом году компания «Эльгауголь» отмечает 10-летие начала разработки Эльгинского угольного месторождения и пятилетие со дня создания ООО «Эльгауголь».

В этом году компания «Эльгауголь» отмечает 10-летие начала разработки Эльгинского угольного месторождения и пятилетие со дня создания ООО «Эльгауголь».

Сегодня Эльга является одним из драйверов экономического развития Дальневосточного округа. Еще Эльга – особая гордость угольщиков «Мечела».

С чего все начиналось?

Эльгинское каменноугольное месторождение располагается в центральной части Токинского угленосного района Южно-Якутского каменноугольного бассейна. Изучение его велось в несколько этапов, начиная с 1912 года, и в марте 1997 г. в Госкомиссии по запасам Министерства природных ресурсов РФ защитили отчет по запасам Северо-западного участка Эльгинского месторождения – более 2 млрд тонн. Вскрыть природную кладовую можно только проложив дорогу к месторождению. В начале 2000 года силами Министерства путей сообщения РФ ее начали строить, но остановились спустя два года, проложив только 60 км верхнего строения пути. Дело сдвинулось с мертвой точки с приходом компании «Мечел».

Есть такое слово – надо

На аукционе в 2007 году «Мечел» приобрел лицензию на разработку Эльгинского месторождения вместе с контрольным пакетом акций ОАО ХК «Якутуголь». Так началась эпоха новых открытий.

Компания запустила уникальный для частного бизнеса проект. Реализовывать его начал коллектив «Якутугля», в его структуре появилась дирекция по разработке Эльгинского месторождения.

22 июня 2008 года на отметке 60-го километра от станции Верхний Улак БАМа в торжественной обстановке уложили «серебряное» звено – символ начала строительства подъездного пути на Эльгу.

Инженерно-строительные условия в районе железной дороги сложные, поэтому к выполнению проектно-изыскательских работ привлекали подрядчиков. Общее руководство легло на генерального проектировщика ООО «Мечел-Инжиниринг».

Строители дороги упорно шли вперед и в дождь, и в лютый мороз, разрезая огромные сопки, возводя насыпи высотой в десятки метров. По горам, отвесным скалам, прижимам рек, в непроходимой чаще многим, даже опытным строителям, приходилось работать впервые.

«Мечел» вложил в проект порядка 100 млрд рублей.

В этой стройке приняли участие около 70 подрядных и субподрядных организаций, свыше 5 000 рабочих из различных регионов страны. Прокладку верхнего строения пути осуществляли в том числе и специалисты «МечелТрансВосток» (МТВ), они и сегодня занимаются обеспечением перевозок и обслуживанием дороги на Эльгу. Генеральным подрядчиком по возведению железнодорожного пути и выполнению строительно-монтажных работ Эльгинского угольного комплекса выступило ЗАО «Металлургшахтспецстрой» (МШСС).

В ходе строительства пришлось вносить изменения в проект, чтобы снизить затраты и выполнить задачи в срок. Благодаря найденным техническим решениям избежали строительства тоннелей, сократили количество мостов. И все равно объем работ был титаническим: собственными силами «Мечела» возведено 76 мостов, 312 гидротехнических объектов, объем земляных работ составил 83 млн кубометров.

Помимо дороги Улак-Эльга, специалисты МШСС построили современный вахтовый поселок, обогатительную установку, другие производственные объекты.

В декабре 2011 года прокладку железнодорожного полотна протяженностью 321 км завершили. «Мечелу» за столь короткое время удалось сделать, казалось бы, невозможное. Кстати, помимо Эльгинского, здесь расположено еще 22 (!) угольных месторождения. Их общие запасы – примерно 40 млрд тонн.

Проложенная железнодорожная ветка граничит с Сутамским железорудным месторождением, запасы которого – 1,35 млрд тонн. Есть здесь огромное количество полезных ископаемых. Так что «Мечел» открыл путь и другим компаниям: запасов хватит на сотни лет.

Рождение разреза

В июле 2010 года подразделения компании «Мечел» приступили к строительству первых объектов на месте будущего разреза. Проект набирал обороты, теперь уже была нужда в эксплуатационниках, поэтому осенью 2010 года в составе «Якутугля» появился еще один филиал – Эльгинский угольный комплекс. Приступили к строительству основной промышленной площадки, объектов вахтового поселка, начали приобретать технику, формировать производственную базу и набирать персонал.

Но фактическое рождение разреза состоялось 5 августа 2011 года, когда подписали акт приемки его в эксплуатацию. Уже к концу 2011 года работники разреза «Эльгинский» добыли первые 200 тыс. тонн угля. А в 2017 году было добыто более 4 млн тонн.

Руководство группы «Мечел» делает все, чтобы Эльга эффективно развивалась, а ее потенциал был реализован. Было немало трудностей на пути.

Перспективы – на десятки лет вперед

В конце 2017 года компанию «Эльгауголь» возглавил Иван Цепков – опытный специалист, прошедший производственную школу «Якутугля». А развитие Эльгинского угольного проекта продолжается уже в партнерстве с одним из кредиторов «Мечела» – ПАО «Газпромбанк». Сегодня растет парк техники, горняки наращивают объемы производства. План на 2018 год – более 5 млн тонн угля.

Планомерно ведется техническое перевооружение, строятся новые инфраструктурные объекты, подводится линия электропередач, необходимая для нового витка развития: появится возможность использовать еще более мощное горнотранспортное оборудование, а также создать более комфортные условия для жизни и работы.

Руководство компании «Мечел» заботится об улучшении условий труда и проживания сотрудников, работающих и живущих на Эльге. Сегодня в вахтовом поселке одновременно может проживать 1 050 человек. Ко Дню шахтера – 2018 строители сделали горнякам подарок: сдали в эксплуатацию новый административно-бытовой комбинат, общежитие на 40 мест, на очереди – еще два общежития на 160 человек. Возводится огромный банно-прачечный комплекс. Там, где раньше была непроходимая тайга, вырастет новый город.

За первые десять лет Эльга стала судьбой для многих людей – профессиональной и личной, воплощением смелых замыслов, которые еще совсем недавно казались нереальными.

Рекомендуем