«Енисейская Сибирь» как инвестиционная корпорация

текст: Наталья Шварц, фото: www.krasnoforum.ru

Проект охватывает ключевые сферы – энергетический и металлургический комплексы, лесную промышленность, транспортную инфраструктуру и сельское хозяйство.

Инвестиционная емкость масштабного межрегионального проекта «Енисейская Сибирь», объединяющего экономические потенциалы Красноярского края, республик Хакассия и Тыва, превышает полтриллиона рублей.

Создание макрорегиона «Енисейская Сибирь» – одна из главных тем прошедшего 15-го Красноярского экономического форума. В основе идеи не географическое, а экономическое объединение трех расположенных по «енисейскому меридиану» субъектов федерации. Проект охватывает ключевые сферы – энергетический и металлургический комплексы, лесную промышленность, транспортную инфраструктуру и сельское хозяйство. Его реализация позволит привлечь в макрорегион, занимающий более 15% территории России, рекордный объем инвестиций и создать больше 10 тыс. рабочих мест.

Единый центр принятия решений

«Енисейская Сибирь» – пилотный проект принципиально новой стратегии развития регионов России, в основе которой лежит объединение экономического потенциала территорий (Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года). Выбор Енисейского макрорегиона в качестве «пилота» не случаен: он объединяет три субъекта федерации – Красноярский край, республики Хакассия и Тыва, и имеет серьезный экономический потенциал. Среди других важных черт – четкая специализация: макрорегион является ведущим экспортером цветных металлов – на него приходится почти 50% экспорта алюминия; среди других развитых направлений – лесозаготовка. Важные нюансы – единый транспортный каркас и устойчивые экономические связи между входящими в Енисейский макрорегион субъектами.

Однако эксперты указывают и на проблемы макрорегиона, главная из которых – отдаленность территории от морских портов и низкая транспортная доступность. Это снижает конкурентоспособность и тормозит развитие экспортного потенциала. Решить проблему развития транспортной инфраструктуры, а также комплекс других подобных задач призван проект «Енисейская Сибирь». Он выступит единым центром принятия решений и скоординирует взаимодействие между субъектами, что в конечном итоге приведет к комплексному развитию макрорегиона.

«Енисейская Сибирь» включает 15 инвестиционных и инфраструктурных проектов, в числе которых проекты таких компаний, как ПАО «ГМК «Норильский никель», ОК «РУСАЛ», группа СУЭК, «Роснефть». Их совокупная инвестиционная емкость в течение 10 лет составит более 500 млрд руб. Эффекты от реализации – создание более 12 тыс. новых рабочих мест, прирост промышленного производства на 10%, прирост объемов налоговых поступлений – на 15%. Крупнейшие инестпроекты были презентованы на КЭФе – роуд-шоу «Енисейская Сибирь» стало одним из знаковых мероприятий форума.

Новые производства, энергомощности и комплексная модернизация

Одна из наиболее масштабных составляющих «Енисейской Сибири» – проект «Южный кластер», реализуемый ПАО «ГМК «Норильский никель». Он представляет собой комплекс долгосрочных проектов, нацеленных на увеличение числа промышленных площадок в Красноярском крае. В течение 10 лет компания намерена инвестировать в проект около 110 млрд руб., что позволит предприятию увеличить выпуск металлов платиновой группы на 20%. «Южный кластер» в деталях – это освоение северной части месторождения «Норильск-1», развитие рудника «Заполярный» (мощность шахты будет увеличена с 1,2 до 2 млн тонн), карьера «Медвежий ручей» (предприятие может войти в ТОП-10 мировых производителей металлов платиновой группы), комплексная реконструкция Норильской обогатительной фабрики.

Основные фонды «Южного кластера» по добыче и переработке будут обновлены на 80–90%. Добыча первой руды намечена на 2021 год, а в 2024 году добывающие мощности должны достигнуть 6 млн тонн. Инвестиции в развитие горной добычи и модернизацию хвостового хозяйства составят около 70 млрд руб. Затраты на модернизацию Норильской обогатительной фабрики оцениваются в 40 млрд руб. «Развивая этот проект, мы не просто реализуем потенциал Сибири и Красноярского края, мы еще и выполняем многие наказы, которые прозвучали в послании президента – это освоение Арктики, развитие человеческого капитала, импортозамещение, экологизация Красноярского края и России.

Наиболее эффективно «Южный кластер» может быть реализован с предоставлением мер господдержки. Среди них – внедрение инструмента инвестиционного налогового вычета, использование инструмента региональных инвестиционных проектов с включением в реестр участников РИП, применение региональной налоговой льготы в виде понижения ставки по налогу на имущество», – отметила во время презентации проекта вице-президент компании «Норникель» Елена Безденежных.

«Технологическая долина: Красноярск и Саяногорск» – совместный проект Алюминиевой ассоциации, компании «РУСАЛ» и правительства Красноярского края. Он предполагает создание комплекса современных предприятий по выпуску алюминиевой продукции высокого передела для авиационной и аэрокосмической промышленности, автомобильного производства и машиностроения, энергетики, строительства и других отраслей.

Планируется, что новые производственные мощности расположатся в Красноярске и Хакасии, в непосредственной близости от Красноярского алюминиевого завода, Красноярского металлургического завода и Красноярской ГЭС. Проект планируется развивать в рамках особой экономической зоны с предоставлением льгот и преференций для инвесторов. Вложения в новые перерабатывающие производства составят более 26 млрд руб. Проект позволит создать до 1 200 рабочих мест.

До 50 млрд руб. могут составить вложения «Сибирской генерирующей компании» в проект «Модернизация энергомощностей и оптимизация системы теплоснабжения города Красноярска». Он предполагает обновление действующих предприятий «СГК». В частности, комплексную модернизацию Красноярской ТЭЦ-1, расширение Красноярской ТЭЦ-3 с установкой второго современного энергоблока, а также замещение порядка 30 малых котельных. «Проекты, о которых я говорю, имеют горизонт возврата инвестиций в лучшем случае 9 лет.

Нам нужны предсказуемые ценовые условия на один из основных наших продуктов – тепло – на десятилетие вперед. Сегодня таких методов регулирования немного. Один из них – альтернативная котельная. Будучи применен в Красноярском крае, он даст нам стабильность, предсказуемость и понимание своей судьбы на десятилетие вперед, что и позволит запустить наши инвестиционные проекты», – сказал генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания» Михаил Кузнецов.

«Енисейская Сибирь» прирастет транспортной инфраструктурой

Строительство моста через Енисей в районе поселка Высокогорский в Енисейском районе Красноярского края – ключевой элемент еще одного проекта «Енисейской Сибири»: развития инфраструктуры и освоения ресурсной базы Ангаро-Енисейского экономического района. Строительство новой инфраструктуры, в первую очередь транспортной, позволит нарастить объемы золотодобычи, в том числе крупнейшего золотодобытчика России – компании «Полюс». Сегодня на территории края ежегодно добывается более 57 тонн золота – зарегистрированные в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах неосвоенные запасы составляют более 500 тонн. Кроме этого, появление инфраструктуры станет импульсом для развития транспортных услуг, а также таких секторов, как строительство и торговля. Планируется, что реализация проекта повысит налоговые поступлений в краевой бюджет до 15 млрд руб. в течение 10 лет.

Создание конкурентноспособной международной транспортно-логистической инфраструктуры – главная цель проекта «Международный транспортно-логистический хаб». На площади от 245 до 350 га планируется построить до 830 тыс. кв. м сооружений – складских комплексов и сортировочного центра. Проект будет реализован на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка. При полномасштабном развитии международный транспортно-логистический хаб сможет обеспечивать ежегодный грузооборот в 800 тыс. тонн авиационных грузов и 165 тыс. контейнеров. «Принципиальным условием для развития этого проекта станет мультимодальность. Два вида транспорта уже сейчас доступны для функционирования в хабе – это авиационная и автомобильная составляющие. Крайне важно обеспечить также железнодорожный доступ к территории хаба. Это предоставит инвесторам выбор комбинаций способов доставки товаров до потребителей», – рассказал генеральный директор инвестора проекта – компании «Эра Групп» Алексей Васильченко.

Еще один проект по развитию транспортной инфраструктуры макрорегиона «Енисейская Сибирь» – «Строительство железной дороги Элегест–Кызыл–Курагино и освоение минерально-сырьевой базы Республики Тыва». Он предполагает строительство железной дороги Элегест–Кызыл–Курагино протяженностью 410 км (пропускная способность – 15 млн тонн в год с возможностью увеличения до 27 млн тонн), горно-обогатительного комбината на Элегестском месторождении угля (мощность ГОКа 15 млн тонн концентрата коксующегося угля в год) и угольного портового терминала в Хабаровском крае (мощность от 15 млн тонн в год). «Предполагаемые капитальные вложения в комплексный проект составят порядка 272 млрд руб. Из них на строительство железной дороги – около 140 млрд руб., горно-обогатительного комбината – около 110 млрд руб., портовый угольный терминал – 20,6 млрд руб.», – рассказал первый заместитель генерального директора АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» Андрей Чурин.

Инвестиции в бренд «Сибирь»

Реализация масштабных бизнес-проектов, многие из которых выходят за пределы одного субъекта, требует поддержки федеральной власти. Главы трех, входящих в «Енисейскую Сибирь» регионов, обратились к Президенту страны Владимиру Путину с просьбой обеспечить ускоренное продвижение макрорегиональных инициатив. Глава государства идею поддержал. «Енисейская Сибирь» также была поддержана федеральными чиновниками и экспертами. «Енисейскую Сибирь» воспринимаем как портфель инвестиционных проектов. По этому поводу мы, Минфин РФ и Правительство Красноярского края, получили жесточайшее поручение Президента РФ. Для реализации проекта «Енисейская Сибирь» есть все необходимые органы власти, и, если нужно поддержать, – мы их поддержим. Готовы оказать различные механизмы государственной поддержки – от особой экономической зоны до индустриального парка», – отметил заместитель министра финансов РФ Андрей Иванов.

По мнению вице-президента Центра экономики инфраструктуры Павла Чистякова, у «Енисейской Сибири» есть потенциал для опережающего развития: «Опережающее развитие по сравнению с другими регионами – одна из трех стратегических целей для «Енисейской Сибири». Статистика и прогнозы говорят о том, что это возможно – есть потенциал. Другие цели – сбережение населения и пространственное развитие. В «Енисейской Сибири» есть серьезные внутренние диспропорции по экономическому росту. По мере того как рост будет ускоряться, нужно будет прикладывать максимум усилий для того, чтобы это не привело в росту социального неравенства».

Временно исполняющий обязанности Губернатора Красноярского края Александр Усс, выступивший инициатором «Енисейская Сибирь», уверен – проект принесет территориям не только экономические дивиденды. «Енисейская Сибирь» преследует три основных цели: обеспечить ускоренное продвижение каждого из проектов, их максимальную связанность друг с другом и максимально вовлечь в орбиту этих проектов менее масштабные предприятия, которые будут выполнять вспомогательные функции. Это и даст возможность говорить не о развитии и продвижении каждого из проектов в отдельности, а о пространственном развитии.

Не стоит сбрасывать со счетов и еще один важный эффект. Есть такое понятие – «экономика впечатлений». Думаю, у Сибири в этом смысле очень большие перспективы – это бренд, который мы продаем плохо. После того как у нас состоится крупнейшее международное событие – Универсиада, мы должны попытаться коммерциализировать большую известность Красноярска. За счет чего? В том числе за счет региональной идентичности наших соседей, замечательной культуры Хакасии, Тывы».

Рекомендуем