Будущее за беспилотной техникой

текст: Станислав Казаченко, фото: пресс-служба Компании VIST Robotics

Компания VIST Robotics реализует проект дистанционного управления транспортом на горных предприятиях.

Роботизация и автоматизация производственных процессов набирает все большие обороты во всем мире: разрабатываются и внедряются новые технологии, робо-комплексы, автоматизированные решения. Это позволяет компаниям повышать производительность и снижать издержки.

Один из успешных проектов, благодаря которому можно увидеть беспилотный еще до его появления на дорогах общего пользования, сейчас реализует компания VIST Robotics («дочка» «ВИСТ Групп»). Проект «Интеллектуальный карьер» еще 10–15 лет назад мог казаться чем-то невозможным, а сегодня это уже реальная разработка, которая успешно проходит испытания и готова начать коммерциализацию.

Идея создания проекта возникла в 2011 году. По словам исполнительного директора компании VIST Robotics Николая Одинцева, в тот год появилась задача дистанционного управления тяжелым карьерным самосвалом. С ней обратились давние партнеры компании – завод «Белаз».

– Первоначально это был лишь интересный новый опыт, без внятных коммерческих перспектив, но именно он послужил основой для идеи проекта «Интеллектуальный карьер» – полностью роботизированного, безлюдного горного предприятия, – отмечает Николай Одинцев.

Для реализации проекта была создана компания VIST Robotics. Инициаторами «Интеллектуального карьера» стали руководители компании «ВИСТ Групп»: Дмитрий Владимиров, Алексей Клебанов и Александр Морозов. Большую помощь при разработке проекта оказал академик РАН Климент Николаевич Трубецкой. Научно-исследовательскими разработками занимались Антон Потапов, Иван Арцибасов и Николай Одинцев. Сейчас компанией пройден так называемый «первый» для стартапа участок пути – поиск средств для разработки прототипа продукта, определение его целевых характеристик, налаживание контактов с потребителями.

Недавно компания начала тестирование беспилотной техники на полигоне в Марокко. По сути, это аналог полигонов, имитирующих городские условия, которые используют для тестирования своего автономного транспорта такие компании, как Uber. Только вместо города – горное предприятие. Николай Одинцев приводит пример одного из тестируемых процессов на полигоне. Полностью автономный самосвал едет по маршруту на площадку погрузки. Там он подъезжает в указанное место с максимальной точностью. В свою очередь, экскаватор управляется дистанционно из центра управления оператором, при этом часть функций автоматизирована (то есть дистанционный оператор физически делает намного меньше действий, чем раньше машинист в кабине). После окончания погрузки экскаватор возвращается в свое начальное состояние, а самосвал едет по рассчитанному для него маршруту на разгрузку.

– Все наши роботы функционируют как единый комплекс, решающий одну общую задачу. Разграничение ответственности между локальным (на борту) и централизованным программным обеспечением, повышение уровня надежности и безопасности за счет проектирования инфраструктуры – основные точки приложения наших усилий, – говорит Николай Одинцев. – Преимущества нашей компании проявляются, когда потребителю нужно не просто перемещение транспортного средства из одной точки в другую, а выполнение более общей задачи, которая непосредственно связана с производственной деятельностью потребителя. Для горного предприятия этой задачей является роботизированная добыча и перемещение горной массы на обогатительную фабрику или на склад.

Создание полигона для испытаний обходится довольно дорого. Начать тестирования без партнеров вряд ли удалось бы. Во-первых, «ВИСТ Групп» – не горнодобывающая компания, а значит, не имеет лицензии на добычу полезных ископаемых. Во-вторых, горная техника чрезвычайно дорогостоящая (минимальный 130-тонный самосвал стоит от 100 млн рублей).

Кроме того, потенциальный партнер должен не только предоставить место для полигона, но и быть готовым к тому, что несколько самосвалов, экскаватор и другая техника на время испытаний (а это год-два) выпадет из производственного процесса. В нашей стране для реализации проекта возможно привлекать государственное финансирование. «ВИСТ Групп» является активным участником программы НТИ, а проект «Интеллектуальный карьер» входит в число приоритетных рынка AutoNet.

В 2014 году «ВИСТ Групп» подписала контракт с марокканской ОСР Group, а заключенное позже стратегическое партнерство между компаниями позволяет решать задачу тестирования беспилотной техники в условиях реального производства.

Надо сказать, что роботизация и автоматизация являются сейчас главными трендами в развитии горного производства. При этом новые технологии пока внедряет не так много компаний. Так, Komatsu и Caterpillar сейчас начали промышленную или опытно-промышленную эксплуатацию беспилотной техники на нескольких предприятиях. Но в целом рынок пока почти полностью свободен. При этом Komatsu и Caterpillar в силу специфики своего бизнеса ориентируются только на собственную технику. Поэтому для них крайне тяжело внедрить комплексное решение, например, в России, где обычной практикой является объявление отдельного тендера на покупку каждой новой партии из 2 или 3 самосвалов.

В связи с чем почти на каждом предприятии встречается техника разных производителей. В этом плане одно из преимуществ компании VIST Robotics по сравнению с конкурентами – возможность работать с разными производителями техники. Это, прежде всего «БЕЛАЗ» – производитель большегрузных самосвалов и ключевой партнер – «ЧЕТРА» – погрузчики и бульдозеры.

Сейчас VIST Robotics находится на финальном этапе перехода к коммерциализации своего продукта. Этой весной был заключен договор с «БЕЛАЗом» на поставку двух комплектов для большегрузных самосвалов, которые в ноябре планируют доставить в «СУЭК» – крупнейший российский угольный холдинг. Также в VIST Robotics рассчитывают на поставки в этом году нескольких роботов в OCP Group и еще в одну крупную компанию, с которой сейчас ведутся переговоры. Вместе с этим компания работает над расширением списка продуктов и услуг, чтобы предложить свои разработки другим, но близким по специфике работы предприятиям – компаниям, занимающимся добычей нефти и газа, крупным складским операторам, металлургическим компаниям.

В ноябре прошлого года, например, VIST Robotics провела полномасштабную демонстрацию беспилотных перевозок на Нижнетагильском металлургическом комбинате, входящем в холдинг «ЕВРАЗ». По оценкам специалистов компании, потенциал рынка очень высок, хотя большинство предприятий пока находятся в стадии начала осознания потребности в подобных технологиях.

– Мы давно работаем с горнодобывающими предприятиями и в России, и за рубежом. Рынок устроен очень просто: если мы можем предложить решение, повышающее производительность и снижающее издержки эффективнее остальных подходов – это будет востребовано. Инновационность технологии большого значения не имеет, скорее важна степень ее готовности. Именно поэтому для нас важен опыт эксплуатации на реальных полигонах.

Рекомендуем