Рынок российских DIY-сетей – итоги 2018-го и планы на 2019 год

текст: Кристина Симонова, фото: Castorama.ru, leroymerlin.com

2018 год оказался очень насыщенным на события для строительных магазинов и гипермаркетов DIY в России.

2018 год оказался очень насыщенным на события для строительных магазинов и гипермаркетов DIY в России. Сразу два крупных игрока с мировым именем ушли с рынка. Финская компания Kesko объявила о продаже своих российских магазинов «К-Раута» в начале февраля, а уже в ноябре британская Kingfisher рассказала о закрытии сети магазинов Castorama. Журнал «ВЕСТСНАБ» разбирается, чем хороша омниканальная модель торговли, почему одни компании несут убытки, а другие демонстрируют взрывной рост продаж, и какое будущее ждет российский рынок DIY товаров в будущем.

Все участники и эксперты едины в своем мнении и признают, что уход из России двух международных DIY-сетей возглавляют топ событий 2018-го года и это однозначно повлияет на передел рынка в 2019 году. Также к неожиданным событиям 2018 года можно отнести банкротство российского завода по выпуску электроинструмента «Интерскол», который занимал 19% рынка России. В августе прошлого года года Сбербанк подал иск о банкротстве «Интерскол-Алабуга» почти на 1,2 млрд руб.

В феврале 2018 года Kesko (Финляндия) заявила о продаже 14 магазинов находящейся под ее управлением «К-Раута» Leroy Merlin (Франция). «К-Раута» в условиях кризиса, сокращения розничного рынка и усиления конкуренции объективно проигрывала не только международным Leroy Merlin, Castorama, но и российским «Максидому» и «Петровичу». По итогам 2016 года «Петрович» признан крупнейшей отечественной DIY-сетью. Ритейлер из Санкт-Петербурга серьезно развивает онлайн-продажи и активно сотрудничает со строителями. В то время как в 2017 году только интернет-продажи «Петровича» увеличились до 13 млрд. рублей, «К-Раута» продолжала наращивать убытки.

Британская Kingfisher решила закрыть магазины в России из-за неэффективной работы. Представители компании говорят, что убыток за последние два года составил 8 млн фунтов стерлингов. За 2017 год убыток ООО «Касторама Рус» составил 2,82 млрд руб., а оборот компании снизился на 4% до 32,49 млрд руб. О своем решении свернуть бизнес в России Kingfisher объявил в ноябре 2018 года. Но, в отличие от «К-Раута», 20 российских магазинов Castorama не уйдут одним лотом кому-то из конкурентов. По данным «Коммерсанта», на активы Castorama, кроме Leroy Merlin, претендуют «Петрович», OBI и «Максидом».


Омниканальная модель торговли – это подход к коммуникации с покупателем, при котором покупатель выбирает наиболее удобный для себя канал совершения покупки. Это значит, что абсолютно любой магазин должен быть представлен как в офлайне, так и в онлайне, а в онлайне — одинаково хорошо представлен на любом устройстве (ноутбук, планшет, смартфон).

Покупатель должен получать одинаковый положительный опыт, как при посещении онлайн-версии магазина, причем с любого устройства, так и при посещении офлайн-точки. Все форматы торговли одного магазина должны иметь одинаковые цены, одинаковый уровень обслуживания, одинаковые акции и одинаковый ассортимент.


В регионах помещения, занимаемые Castorama, больше подойдут Leroy Merlin, еще в начале 2018 года заявившей о намерении увеличить сеть магазинов в России до 300 точек. В 2018 году компания планировала запустить более 20 новых гипермаркетов с учетом магазинов, приобретенных у финской Kesko. Компания «Петрович» не скрывает желения увеличить количество своих магазинов в Москве.

Пока одни DIY-операторы жаловались на убытки, лидеры отрасли в 2018 году показывали впечатляющие темпы роста. Абсолютный лидер российского рынка – Leroy Merlin – закончил 2017 год с выручкой в 272 млрд руб. В сравнении с 2016-м показатель увеличился сразу на 40%. По словам гендиректора ООО «Леруа Мерлен Восток» Венсана Жанти, сеть планирует прибавлять в выручке ежегодно по 5%. В 2018 году Leroy Merlin выкупил магазины «К-Рауты». А в 2019 году намеревается открыть еще около 20 магазинов и впервые выйти во Владивосток и Улан-Удэ.

К 2022 году Leroy Merlin намерен увеличить долю на российском рынке DIY вдвое (по итогам прошлого года доля оценивалась в 12,6%) – до 26%, заявил директор по закупкам ООО «Леруа Мерлен Восток» Андрей Симкин. В абсолютных цифрах ритейлер планирует нарастить объем выручки в России до 558 млрд в 2021-м. Это произойдет не только благодаря открытию новых гипермаркетов, но и за счет развития омниканального товарного предложения и услуг по ремонту и обустройству дома.

Петербургский ретейлер СТД «Петрович», по итогам 2017 года оттеснивший Castorama со второго места по объему выручки, в уходящем году также показал серьезный рост: за 9 месяцев 2018 года оборот вырос на 29%, по сравнению с 9 месяцами 2017 года, до 35,7 млрд руб.

Как сообщили в компании, быстрее всего росли продажи в торговом зале – на 43,63%, в онлайн-магазине рост составил 35,16%, в колл-центре – 16%. В «Петровиче» считают, что рост обеспечила, в первую очередь, эффективная бизнес-модель: гарантия самой быстрой доставки строительных материалов в Москве и Петербурге, а также омниканальный формат торговли.Еще один питерский DIY-оператор – «Максидом» – по итогам 9 месяцев 2018 года нарастил оборот на 11%. По мнению члена совета директоров ООО «Максидом» Марии Евневич, это произошло за счет инфляции и ухода «К-рауты» с рынка.

В апреле-мае аналитики «220 Вольт» фиксировали всплеск на 30-40%, который коррелировал с началом ремонтных работ в квартирах и на садовых участках, говорит Алексей Федоров. По его словам, электроинструмент за 2018 год демонстрирует плюс в 39%, а ручной инструмент – 28%. В топ востребованных товаров вошли аккумуляторные шуруповерты, лазерные измерительные приборы и перфораторы. В e-commerce DIY-сегмент тоже наиболее растущий. Средний чек вырос с 6800 рублей за единовременную покупку до 8000 рублей. Еще одним фактором роста Федоров считает закупки инструмента ремонтными бригадами, получившими заказы от государственных органов.

«Рыночные условия 2018 года для нас – это, скорее, время не консервативных бизнес-решений, а экспериментов с потребителем и продуктом для привлечения новых клиентов», – поясняет топ-менеджер.

Он уточняет, что корректировкам подверглись ценовая, ассортиментная и сбытовая политика. «Небывалое развитие» получили новые форматы розничных магазинов и франчайзинговое направление.

В целом 2018 год сложился для рынка успешно. Этому способствовали отложенный спрос, рост продаж загородной недвижимости и новостроек с помощью ипотеки. 2018 год был ознаменован не только ростом всей экономики, но и возобновившимся интересом к ремонтным и дачным работам: после резкой девальвации рубля стало модно говорить об «импортозамещении».

Отечественные компании, старались реализовать открывшиеся возможности в сфере развития российского производства DIY-товаров. И если Hard DIY довольно давно успешно производится на территории России и в ряде категорий практически вытеснил импортные аналоги, электроинструмент, конечно, до сих пор больше ориентирован на зарубежные бренды. Среди трендов, которые оказывали и будут оказывать свое влияние, можно с уверенностью назвать e-commerce. Проникновение онлайн-торговли увеличивается всё ещё за счёт интернет-пользователей из малых городов, поселков и сел.

Глобализация и доступность интернета привели к тому, что возможность выбрать, оплатить и доставить товар от производителя к покупателю становится все проще и проще. Некоторые торговые строительные площадки за счет своего гибкого ценообразования уже стали проводниками в мир онлайн-покупок для категорий граждан, которые ранее никогда не использовали интернет для подобных действий.

Консолидация рынка DIY в 2019 году будет продолжаться. По мнению аналитиков и экспертов российский рынок DIY в 2019 году не будет расти столь же активно, как в прошлом. Сильные игроки продолжат отнимать доли рынка у более слабых и становиться еще сильнее, в то время как слабые будут становиться еще слабее.

Рекомендуем