Железнодорожные перевозки — рост рынка продолжается

29

В ноябре 2017 года рост перевозок продолжился: погрузка составила 105,7 млн т., грузооборот — 210,6 млрд т-км. Выросли перевозки угля, железной руды, лома черных металлов.

Погрузка угля в ноябре 2017 г. установила очередной рекорд для данного месяца и составила 31,7 млн т (+8,9% к ноябрю прошлого года). Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 325,9 млн т угля, что на 9% выше аналогичного периода 2016 г.

В ноябре перевозки угля на внутренних направлениях выросли на 3%, тогда как экспорт увеличился на 12%. Больше других стран поставки из России нарастили Польша (в 2,6 раза), Румыния (в 10 раз) и Япония (+ 9%). Экспорт в эти страны вырос на 300-700 тыс. т к ноябрю прошлого года.
Согласно декабрьскому прогнозу МЭА, к 2022 г. мировой спрос на уголь вырастет на 3% относительно уровня 2016 г. При этом ОПЕК считает, что к 2040 г. мировое потребление угля увеличится на 10%. Однако экспорт угля из России может расти более высокими темпами из-за низкой себестоимости производства. Программа развития отрасли РФ предполагает, что к 2030 г. экспорт угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вырастет до 83-115 млн т с 56 млн т в 2015 г, тогда как экспорт на Запад останется на уровне 70 млн т или упадет до 52 млн т.

На мировом рынке цены на уголь растут последние полгода. По мнению аналитиков, росту цен способствовало снижение производства на некоторых австралийских шахтах после циклонов в начале этого года, а также прекращение работы ряда грузовых терминалов в портах австралийского штата Квинсленд. В 2018 г. ожидаются сохранение текущего высокого уровня перевозок угля железнодорожным транспортом и умеренный рост по мере реализации экспортного потенциала и развития портовых мощностей.

Нефть и нефтепродукты

Погрузка нефти и нефтепродуктов в ноябре 2017 г. снизилась к прошлому году на 1,5% и составила 19,8 млн т. Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 214,2 млн т нефти и нефтепродуктов, что ниже аналогичного периода прошлого года на 0,1%.

Кроме того, по заявлению вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, надбавка к железнодорожному тарифу на перевозку нефтяных грузов будет постепенно снижаться и может быть обнулена в течение двух лет. Дальнейшее снижение перевозок нефтяных грузов железнодорожным транспортом в 2018 г. может быть скорректировано за счет создания РЖД более выгодных условий грузоотправителями.

Руда

Погрузка руды в ноябре 2017 г. составила 9,4 млн т, что выше уровня прошлого года на 4,4%. Всего с начала года было отправлено 100,7 млн т руды, что на 0,2% выше аналогичного периода 2016 г. В ноябре внутренние перевозки выросли более чем на 10%, тогда как экспорт снизился почти на 20%. В 2018 г. при сохранении текущих тенденций ожидается увеличение внутренних перевозок за счет роста спроса со стороны российских металлургов.

Черные металлы

Погрузка черных металлов в ноябре 2017 года осталась на уровне прошлого года и составила 6,1 млн тонн. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 65,8 млн т черных металлов, что на 1,8% выше аналогичного периода 2016 года.

2017 год стал точкой разворота рынка металлопродукции, тогда как в предыдущие годы внутреннее потребление снижалось. В 2018 году ожидается умеренный рост внутренних перевозок черных металлов на фоне восстановления строительной отрасли.

Химические и минеральные удобрения

Погрузка удобрений в ноябре 2017 г. составила 4,6 млн т (-2,1% к ноябрю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 51,3 млн т удобрений, что на 7% выше аналогичного периода 2016 г. При этом внутренние перевозки сократились на 8%, а рост экспорта к прошлому году составил 2%. В ближайшее время ожидается ввод целого ряда мощностей крупных производителей химических удобрений. Так, компания «Еврохим» планирует ввести в эксплуатацию Усольский калийный комбинат мощностью 2,3 млн т хлористого калия в год.

Компания «Акрон» готовится организовать комплекс в Смоленской области, который будет перерабатывать ежегодно 600 тыс. т апатитового концентрата, изготавливая 0,5-1,0 млн т продукции. А «ФосАгро» реализует проект создания нового производства сульфата аммония мощностью 300 тыс. т. Кроме того, на рынке появляются и новые игроки. В 2018 г. начнется строительство Находкинского завода минеральных удобрений, способного производить до 2 млн т карбамида в год. На фоне благоприятной картины как на внутреннем, так и на внешнем рынках ожидается дальнейший рост перевозок минеральных удобрений железнодорожным транспортом.

Цемент и строительные грузы

Погрузка строительных грузов в ноябре 2017 г. выросла к прошлому году на 5,3% и составила 10,0 млн т, а цемента выросла — на 5,9% до 1,8 млн т. Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 123,5 млн т строительных грузов (-6,8% к аналогичному периоду прошлого года) и 25,4 млн т цемента (+0,2%). Основной прирост перевозок строительных грузов в ноябре произошел в Московскую область: поставки в регион увеличились более чем на 500 тыс. т, т.е. в 1,5 раза к аналогичному периоду прошлого года.

Рост показателей выпуска цемента в ноябре 2017 г. выше аналогичного периода прошлого года на 11,8%. По мнению вице-президента по инвестиционному развитию холдинга «Сибирский цемент» Александра Черепанова, итоги уходящего года можно оценить как позитивные. В прошлом году аналитики компании ожидали снижения потребления цемента в России на 5-7%, однако по факту сокращения не предвидится, и потребление сохранится в объеме 55 млн т, т.е. на уровне 2016 г. При этом в 2018 г. ожидается рост спроса на цемент на 2–3%.

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию ожидает активного роста ипотечного кредитования на фоне текущих низких ставок. Объемы вырастут более чем в два раза, до 10 триллионов рублей, всего за три года. Исторический минимум средневзвешенной ставки по ипотечным жилищным кредитам был зафиксирован в октябре 2017 г. — 9,95%. Глава Сбербанка Герман Греф прогнозирует достижение ставок по ипотеке на уровне 6,5% в 2019 г. при инфляции около 4%. В 2018 г. ожидается умеренный рост перевозок строительных грузов и цемента по мере восстановления строительной отрасли и роста обеспеченности подвижным составом.

Рекомендуем